«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Седьмі Поуч.І-Qe. Св. муч. Созонтъ.

(Почему грѣшники часто благоденствуютъ^ а праведники бѣдствуютъ на землѣѵ)

I. Св. мученикъ Созонтъ, память коего совершается нынѣ, жилъ въ Киликіи и былъ пастухомъ. Но и занятія пастуха не препятствовали ему упражняться въ чтеніи священнаго писанія и днемъ и ночью. Онъ любилъ просвѣщать свѣтомъ богопознанія и другихъ, особенно юношей, своихъ сотоварищей

вомъ св. архистратига, низверженъ съ неба, но не сокрушенъ совершенно: низверженный, онъ на землѣ образовалъ ополченіе противъ неба, несокрушимое, можно сказать, никакимъ ангеломъ, но сокрушенное Богочеловѣкомъ I. Христомъ, чрезъ крестную смерть Его. Съ того времени это воинство небесное ратоборствуетъ противъ духовъ злобы подъ знаменемъ Побѣдителя ада и смерти, заимствуя въ крестѣ силу и мужество.

Итакъ, изображеніе св. архистратига Михаила естественно обращаетъ нашу мысль къ тому великому Крестоносцу, Который есть начальникъ и совершитель нашего спасенія. Если и небесныя силы совершаютъ побѣду надъ древнимъ врагомъ Бога, ангеловъ и человѣковъ подъ знаменемъ Господа нашего I. Христа, то намъ, слабымъ и немощнымъ, какъ можно ближе над- лежитъ подходить подъ сѣнь креста, всѣми мѣрами стараться, чтобы никогда не выходить изъ-подъ его спасительнаго осѣненія

III. Вотъ что знаменуетъ, братія, изображеніе св. архистратига Михаила! Вотъ какія мысли внушаетъ намъ его святой образъ! Будемъ внимательнѣе всматриваться въ сей образъ, чтобы самихъ себя преобразовать въ подобіе воиновъ небесныхъ, чтобы чрезъ содружество съ изображаемымъ пріобрѣсти въ немъ защитника, помощника и поборника противъ нашихъ враговъ.

Святый Архистратиже Божій, съ ликомъ безплотныхъ! Молимъ тя, спасай насъ отъ враговъ нашихъ. Аминъ. (Сост. по „Словамъ и рѣч.“ Леонтія, митр. моск. т. II).

й день.

по занятію. Придя однажды въ приморскій городъ Помпеополь, въ древности Соды, онъ, въ порывѣ усердія къ вѣрѣ Христовой, не стерпѣлъ поруганія надъ нею при видѣ торжественнаго празднества въ честь языческихъ боговъ, въ которомъ правитель города принуждалъ участвовать и христіанъ. Войдя ночью въ святомъ порывѣ къ вѣрѣ Христовой въ языческій храмъ, гдѣ стоялъ почитаемый золотой идолъ, въ видѣ человѣка, онъ отнялъ у него руку, раздробилъ ее на части и отдалъ нищимъ.

250 Мѣ с я ц а сентябр ь .

Весь городъ пришелъ въ смятеніе, когда узнали о пропавшей рукѣ идола. Св. Созонтъ пришелъ къ правителю и объявилъ, что онъ отнялъ руку у идола, и сдѣлалъ это для того, чтобы узнать силу ихъ бога. „Теперь я узналъ, что богъ вашъ безсиленъ. Да и какъ онъ, нѣмой и бездушный, можетъ сопротивляться? Если бы онъ былъ живой и истинный, то не далъ бы оскорбить себя11, сказалъ Созонтъ. Тогда правитель приказалъ мучить его безъ милосердія, и его такъ избили желѣзными палками, что не только тѣло, но и кости раздробились, и онъ скончался (около 300 г.). Мучители хотѣли сжечь тѣло св. Созонта, но Богъ послалъ дождь, который залилъ пламя. Христіане похоронили тѣло святого. При гробѣ его получалось много исцѣленій.

II. Читая жизнь св. муч. Созонта, ходившаго по путямъ заповѣдей Божіихъ и ревновавшаго о славѣ Божіей, слыша о жизни и др. св. угодниковъ Божіихъ, которые, при всей своей святости и благочестіи, были нерѣдко поругаемъ!, унижаемъ^ терпѣли разнаго рода бѣдствія, страданія и нерѣдко оканчивали свою праведную жизнь мученическою смертію, невольно приходитъ на мысль вопросъ: какъ Праведный не караетъ и не истребляетъ тотчасъ всякую неправду и беззаконіе? Какъ всемогущій Глава церкви терпитъ поруганіе й уничиженіе Своихъ членовъ, подвергая ихъ соблазнамъ и искушеніямъ рода прелюбодѣйнаго и грѣшнаго? Господи, что яко путь не> честивыхз спѣется, угобзишася вси дѣлающій беззаконіе?

Этой глубочайшей тайны долготер- пѣнія Божія не понимаютъ, брат. мой, вполнѣи самые св. ангелы. Возмущаясь злобою и грѣхами человѣческими, они просятъ у Господа дозволенія погубить нечестивыхъ, оскорбляющихъ величіе и святость Божію злыми дѣлами своими, —просятъ исторгнуть эти плевелы изъ среды живыхъ: хощеши ли, да шедте исплевемз я? Но премилосердый и долготерпѣливый Господь говоритъ имъ: ни, оставите рости обоя купно до жатвы (Мѳ. 13, 28. 30). Впрочемъ, слово Божіе открываетъ намъ, братія, нѣкую часть этой тайны долготерпѣнія Божія на нечестивыхъ, сколько нужно намъ знать, чтобы стоять твердо въ вѣрѣ и благочестіи, не соблазняться

мнимымъ торжествомъ грѣшниковъ, не унывать и не упадать духомъ среди соблазновъ и искушеній.