«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

а) Господь Богъ долготерпѣливъ и мило- сердъ и къ нечестивымъ грѣшникамъ потому, что и они суть дѣло рукъ Божіихъ, и въ нихъ есть разумная и богоподобная душа, которая драгоцѣннѣе всего міра,— что за всѣхъ падшихъ человѣковъ принесена правосудію Его величайшая, всесвятая жертва — крестная смерть единороднаго Сына Вожія, за всѣхъ грѣшниковъ пролита божественная кровь яко Агнца непорочна и пречита 'Христа. Посему самая правда Божія требуетъ уже не смерти грѣшника, но еже обратитися нечестивому отъ пути своею и живу быти ему. Посему Господь щадитъ и каждаго человѣка и цѣлые народы, доколѣ не оскудѣетъ всякая надежда и всякая возможность ихъ обращенія и покаянія, доколѣ не ожесточатся они въ конецъ и не сдѣлаются годными для одного огня геен- скаго.

б) Господь долготерпитъ и щадитъ грѣшниковъ во временной жизни потому, что эта жизнь есть только краткое время испытанія, а истинная жизнь на небѣ, и для расчета съ людьми у Него цѣлая вѣчность, что награды и наказанія жизни будущей безконечны. Посему самое правосудіе требуетъ ожидать, чтобы святый святился еще и праведный правду творилъ еще среди всѣхъ соблазновъ и искушеній міра, да очистится, яко злато въ горнилѣ, да явится достоинъ той высочайшей славы, которою просвѣтятся праведницы во царствіи Отца ихъ-, съ другой стороны,—терпѣть, чтобы оби- дяй обидѣлъ еще и скверный осквернился еще въ мірѣ семъ, да будетъ достоинъ того вѣчнаго огня, который уготованъ діаволу и аггеломъ его.

в) Господь долготерпитъ и попускаетъ грѣшникамъ блаженствовать на землѣ для того, чтобы каждый изъ нихъ воспріялъ вся благая своя въ животѣ своемъ за то малое добро, которое и нечестивый человѣкъ дѣлаетъ, по временамъ, людямъ, чтобы въ вѣчности осталось на долю его одно злое—казнь и мученіе. Съ другой стороны, попускаетъ страдать праведникамъ въ этомъ мірѣ потому, что никтоже чистз отз скверны, аще и единъ день житія его на земли; что этими страданіями очищаются и заглаждаются всѣ вольныя и неволь-

Мѣ с я ц ъ сентябрь. 251

ныя согрѣшенія ихъ, ибо и праведникъ седмижды на день падаетъ, по слову писанія.

г) Но это неизслѣдимое долготерпѣніе Божіе не можетъ и не должно ни подавать повода къ безпечности блаженствующимъ на землѣ грѣшникамъ, ни повергать въ уныніе страждущихъ праведниковъ. Придетъ пора жатвы., и послетъ Господь ангелы Сбоя, и соберутъ отъ царствія Божія вся соблазны и творящихъ беззаконіе, и ввергнутъ ихъ въ пещь огненную, ту будетъ плачъ и скреэюетъ зубомъ; тогда праведнтт просвѣтятся, яко солнце, во царствіи Отца ихъ (Мѳ. 13, 41. 42. 43). Тогда-то, брат. мой, откроется вся слава сыновъ Божіихъ и все посрамленіе нечестивыхъ. Тогда то узритъ небо и земля, что праведника поруганнаго, презираемаго, предаваемаго истязаніямъ и смерти, не бѣ достоинъ весь міръ; что участь грѣшника, какъ бы онъ ни величался и какъ бы ни блаженствовалъ на землѣ, ужасна! Тогда речетъ Царь сущимъ одесную Его: пріидите, благословеніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра (Мѳ. 25. 34). Тогда речетъ Царь и сущимъ ошуюю Его: идите отъ Мене, проклятіи, во огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ его (Мѳ. 25, 41).

III. Таковъ, брат. мой, конецъ праведниковъ и грѣшниковъ*, таково окончательное разрѣшеніе тайны настоящаго долготерпѣнія Божія; таково торжество вѣчной правды и истины Божіей! Не будемъ же смущаться духомъ, миръ грѣшниковъ зря, видя нечестивыхъ превозносящихся и высящихся, яко кедры ливанскіе, а благочестивыхъ въ уничиженіи и презрѣніи, въ гоненіи и страданіяхъ. Се гряду скоро, глаголетъ Господь: и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по дѣламъ его. Претерпѣвъій же до конгщ, той спасется (Апок. 22. 12; Мѳ. 24, 13). Аминъ. (Сост. по „Полн. собран. проповѣди Димитрія, архіеп. херсонск. и одесск., т. II, изд. 1889 г.).

Поуч. 2-ое. Святой Іоаннъ, арх. новгородскій.

(Какъ относиться къ клеветѣ и клеветникамъ?)

I. Нынѣ совершается память св. Іоанна, архіеп. новгородскаго. Родители Іоанна были знатные и благочестивые

новгородскіе граждане. Съ малыхъ лѣтъ Іоаннъ полюбилъ молитву, воздержаніе, храмъ Божій и, достигнувъ совершеннолѣтія, избралъ духовное званіе. Новгородскій епископъ Аркадій посвятилъ его въ санъ священника къ церкви св. Власія на Софійской сторонѣ. Но недолго Іоаннъ служилъ при этой церкви*, ища полнаго безмолвія, онъ принялъ иночество въ одномъ изъ новгородскихъ монастырей съ именемъ Иліи, велъ строго подвижническую жизнь, пребывалъ въ постѣ, молитвѣ и уединеніи. Слухъ о его святой жизни распространялся по Новгородской землѣ и доставилъ подвижнику общее уваженіе Въ 1163 году умеръ новгородскій епископъ Аркадій, иновгород- цы единодушно избрали іеромонаха Илію на мѣсто почившаго Аркадія. Въ 1165 году онъ былъ посвященъ и затѣмъ, первый изъ новгородскихъ святителей, получилъ санъ архіепископа. Во время его святительства чудеснымъ заступленіемъ Богоматери Новгородъ былъ избавленъ отъ грозившаго ему разоренія.

Не смотря на общее уваженіе, которымъ до сего времени пользовался Илія, нашлись люди, которые не задумались взводить на него разныя клеветы. Завистники начали распространять слухи, что онъ живетъ безнравственно. Народъ взволновался, собрался у дома архіепископа и рѣшилъ погубить его. Илію вывели изъ покоевъ къ мосту черезъ рѣку Волховъ, тамъ спустили его на плотъ, не имѣющій веселъ, и предоставили его плыть по теченію. Но здѣсь совершилось чудесное явленіе: плотъ пошелъ не по теченію рѣки, а противъ теченія, къ Юрьеву монастырю. Иноки монастыря съ честью встрѣтили архипастыря. Народъ пришелъ въ страхъ*, у храма св. Софіи собралась толпа, просили духовенство взять иконы и кресты и ходатайствовать передъ Иліею о прощеніи виновныхъ. Незлобивый Илія простилъ ихъ и возвратился на каѳедру. Незадолго до кончины онъ отказался отъ управленія новгородскою паствою, принялъ схиму съ именемъ Іоанна и скончался 7 сентября 1186 года.

II. а) Мы слышали возлюбл. во Христѣ бр , какъ незлобиво и кротко святитель Іоаннъ отнесся къ клеветавшимъ на него завистникамъ. А мы, бр., какъ ведемъ

252 Мѣ с я ц ъ с е н т я б р ь .