«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В о е ь м о

Поуч. 1-е. Рождество Пресвятыя Богородицы.

(0 томъ, какъ мы должны поступать

оо время посылаемыхъ намъ отъ Бога испытаній).

I. Родители Пресвятыя Богородицы Іоакимъ и Анна были благочестивы, добродѣтельны и праведны предъ Богомъ. Имѣя достаточное богатство, они часть его удѣляли на потребность богослуженія во храмъ, а часть раздавали нищимъ. Жизнь ихъ, по-видимому, со внѣшней стороны, была счастлива, если все счастіе полагать въ вещественномъ довольствѣ и въ семейномъ мирѣ, любви и согласіи. А между тѣмъ они были очень несчастливы. Они несли на себѣ иго безчадія. Находясь въ супружествѣ пятьдесятъ лѣтъ, они не имѣли дѣтей. Это несчастіе людямъ настоящаго вѣка мало понятно*, нынѣ тяготятся болѣе многочадіемъ, чѣмъ безчадіемъ, и счастливыми нерѣдко почитаютъ тѣхъ, у кого нѣтъ дѣтей. Но тогда было не то. Тогда безчадіе супруговъ считалось знаменіемъ наказанія Божія за какіе либо тяжкіе грѣхи. Почему такъ? Сотому что въ то время на землѣ ожидали явленія Искупителя; и понятно, каждому, помимо естественнаго желанія присущаго не испорченнымъ родителямъ, хотѣлось имѣть дѣтей и въ тѣхъ видахъ, чтобы, если Богу угодно, сдѣлаться прародителемъ Искупителя. У кого же не было дѣтей, у того, слѣдовательно, и не оставалось уже никакой надежды на то. Потому безчадіе супруговъ и въ глазахъ постороннихъ людей признавалось наказаніемъ Божіимъ. Понятно отсюда, какимъ горемъ сопровождалось для праведныхъ Іоакима и Анны ихъ безчадіе. Но горе это усугублялось еще посторонними укоризнами. Разъ первосвященникъ во храмѣ не принялъ отъ Іоакима жертвы, сказавъ ему съ укоромъ: „ты не стоишь того, чтобы принять отъ тебя даръ Богу; будучи без- чаденъ, конечно, не имѣешь ты благословенія Божія за какіе нибудь тайные грѣхи11. А еврей, вмѣстѣ съ Іоакимомъ приносившій жертву, съ укоромъ замѣтилъ ему: „почто предваряешь меня, приступая къ Богу7 развѣ не зні ешь

й день.

о своемъ безплодствѣ?а Итакъ, и внутреннее, сердечное горе,и постороннія укоризны въ какихъ-то тайныхъ преступленіяхъ, которыхъ между тѣмъ за праведными супругами не было, причиняли такое нравственное страданіе праведнымъ супругамъ, какое можетъ быть понятнымъ только людямъ, подобно имъ страждущимъ. Они скорбѣли въ глубинѣ своей праведной души; но вмѣстѣ съ тѣмъ не отчаявались въ милости Божіей. Они всю свою печаль возверзали на Бога, и съ постоянствомъ и усердіемъ, мало понятнымъ для людей, не уповающихъ на Бога, молились Богу, да даруетъ имъ Господь, хотя на старости лѣтъ, дитя, обѣщаясь посвятить его на служеніе Богу. Господь слышалъ ихъ молитвы, но медлилъ исполненіемъ ихъ, дабы удивить на праведныхъ старцахъ милость Свою дабы воспитать ихъ въ вѣрѣ въ живой Промыслъ Божій, надеждѣ на Себя и любви къ Себѣ.

Тяжелое испытаніе Божіе несли на себѣ праведные супруги! Но за то какое и утѣшеніе послалъ имъ Господь по испытаніи!... Господь Богъ посылаетъ ангела Своего, чтобы обрадовать праведныхъ старцевъ вѣстію, что у нихъ родится дщерь преблагословенная,чрезъ которую дано будетъ спасеніе всему міру. И точно, у нихъ родилась дщерь, которую оніГ назвали Маріею; а Марія удостоилась стать Матерію Господа; родители же Ея .удостоились названія святыхъ и праведныхъ богоотецъ. Дивны дѣла Госгіодни, обнаруживающіяся въ жизни человѣческой!

II. Братія! и въ настоящее время Господь посылаетъ людямъ испытанія, какія и кому Ему угодно.

Будемъ же терпѣливы въ перенесеніи испытаній. Сохрани Богъ всякаго человѣка малодушествовать въ испытаніяхъ на Промыслъ Божій.

Будемъ нести испытанія съ постоянствомъ и надеждою на милость Божію, нивъ какомъ случаѣ до конца не оставляющею человѣка, и съ вѣрою въ лучшее будущее, которое Господь несомнѣнно устроитъ, если только мы окажемся достойными того.

Одушевимся въ несеніи испытаній тою мыслію, что кого любитъ Господь, того на-

254 Мѣ с я ц ъ сент ябрь .

называетъ, ради духовно-нравственной пользы самого же испытываемаго и наказываемаго.