«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

и плакать. Однажды, сидя въ саду подъ вѣтвистымъ деревомъ, она увидѣла на деревѣ гнѣздо съ птенцами. Это еще болѣе усилило скорбь ея. Она подумала, что она грѣшнѣе всѣхъ въ мірѣ, если Господь не даетъ ей даже тѣхъ радостей, которыя имѣютъ птицы и звѣри. Она со слезами стала молиться, и вдругъ явившійся къ ней ангелъ сказалъ ей: „Анна, молитва твоя услышана. Ты родишь Дщерь преблагословенную-, чрезъ Нее благословятся всѣ племена земныя и дастся спасеніе всему міру. Ты назовешь Ее Маріей*. Ангелъ скрылся, а Анна, въ сильной радости, дала обѣтъ посвятить Богу дочь свою и поспѣшила въ Іерусалимъ, чтобы въ храмѣ благодарить Господа. Въ тотъ же часъ ангелъ явился Іоакиму въ пустынѣ и, сказавъ о милости, которая дарована Аннѣ, велѣлъ ему итти въ Іерусалимъ, гдѣ онъ увидитъ жену свою у Золотыхъ воротъ храма. Увидѣвшись и помолившись вмѣстѣ во храмѣ, Іоакимъ и Анна съ радостію возвратились домой. И дѣйствительно, чрезъ годъ, 8 сентября, родилась у нихъ дочь, Пресвятая Дѣва Марія. Іоакимъ принесъ великія жертвы Богу, и всѣ прославляли ниспосланную имъ великую милость Божію. Послѣ того какъ Іоакимъ и Анна ввели свою Дщерь во храмъ, для воспитанія Ея въ святости и чистотѣ, Іоакимъ скончался 80* ти лѣтъ отъ роду. Анна переселилась изъ Назарета въ Іерусалимъ и жила при храмѣ, около дочери, непрестанно молясь Богу. Она скончалась 79-ти лѣтъ отъ роду, чрезъ 2 года послѣ смерти Іоакима.

II. Въ пѣснопѣніяхъ и молитвахъ церкви выражаются чувства благоговѣйной радости о рожденіи преблагословенной Дѣвы. Сей день Господень, радуйтеся людіе!

а) Прежде всего церковь радостно привѣтствуетъ рожденіе Той, Которая должна послужить великому дѣлу нашего спасенія.

Господь предопредѣлилъ спасти насъ прежде, чѣмъ согрѣшили прародители, прежде даже созданія міра. Тотчасъ послѣ грѣхопаденія объявлена была радостная вѣсть о нашемъ спасеніи. Но Господь не приходилъ на землю болѣе пяти тысячъ лѣтъ. Много было причинъ для этого: одна изъ числа главныхъ была та, что во все это время не обрѣталось столь чистой и достойной

дѣвы, которая могла бы воспріять и носить въ себѣ Невмѣстима- го небесами. Нужно было, чтобы родъ человѣческій прошелъ долгій рядъ испытаній въ праотцахъ, патріархахъ, пророкахъ, царяхъ, чтобы могла явиться эта вѣтвь отъ корени Іессеева— это чудо нравственной чистоты въ развращенномъ родѣ человѣческомъ. Въ рожденіи Маріи разрѣшилось не только неплодство Іоакима и Анны, но и неплодство всего человѣческаго рода.

б) Это первая причина радости: вторая— въ самой мысли о Пресвятой Дѣвѣ. Народы, общества, государства празднуютъ дни рожденія людей великихъ и сплетаютъ вѣнки имъ. Но изъ всѣхъ великихъ людей, какихъ носила на себѣ земля, нѣтъ выше Той, Которая нынѣ была дарована міру. Всѣ высокія свойства, отличающія истинно-великаго человѣка: чистота сердца, дивное терпѣніе, совершенная покорность, полная сосредоточенность въ себѣ и вѣрность призванію и, наконецъ, на такой высотѣ искреннѣйшее и совершеннѣйшее смиреніе—украшали душу и являются въ жизни преблагословенной Маріи. Она выше не только всѣхъ людей, но и самыхъ высшихъ ангеловъ, херувимовъ и серафимовъ.

в) Третья причина настоящей радости— въ насъ самихъ. Слабый по душѣ и тѣлу человѣкъ, а таковы всѣ мы, имѣетъ нужду въ покровительствѣ и помощи. Земные покровители такъ непостоянны и такъ требовательны, и притомъ такъ немощны и не надежны. Лучше было бы найти покровителя на небѣ, который бы могъ предстать съ мольбою о насъ къ Самому Богу, который былъ бы готовъ всегда ходатайствовать за насъ, и ходатайство котораго было бы пріятно Богу. Такую заботливую покровительницу, мать, обнимающую въ своей любви всѣхъ и каждаго, заступницу усердную, неотступную и сильную ходатаицу нынѣ даровалъ Господь землѣ въ лицѣ назаретской Дѣвы., теперь окруженной славою Царицы небесной.

III. Пресвятая Богородице, спаси насъ! Аминь. (Сост. по „Слов. ирѣч.% прот. П. Смирнова, ч. II).

Мѣсяцъ сентябрь. 257

Поуч.4 ое. Празднованіе По- чаевекой иконѣ Божіей Матери.

(Исторія чудотворной иконы съ нравственными уроками ).

I. О явленіи чудотворной Почаевской иконы на Волыни, празднованіе которой совершается нынѣ, сохраняются слѣдующія преданія. Ее привезъ въ Россію въ 1537 году константинопольскій митрополитъ Неоѳитъ, путешествовавшій въ это время въ нашемъ отечествѣ. Въ благодарность за оказанное ему гостепріимство онъ благословилъ ею одну изъ благочестивыхъ и страннолюбивыхъ женъ, по имени Анну Гойскую, проживавшую въ мѣстечкѣ Орля (нынѣ деревня Урля). Господу угодно было прославить этотъ ликъ Приснодѣвы Маріи. Икона нѣсколько разъ являлась во снѣ въ лучезарномъ свѣтѣ владѣтельницѣ дома и проживавшимъ въ немъ, но Анна не вѣрила ни себѣ, ни другимъ. Однажды она увидѣла изображенную на иконѣ Богоматерь въ сіяніи свѣта уже не во снѣ, но наяву. Прошло немного времени, и отъ иконы стали истекать чудотворенія. Тогда Анна стала оказывать иконѣ болѣе благоговѣнія* но это чувство ея особенно возрасло и усилилось послѣ того, какъ прозрѣлъ ея родной братъ, слѣпецъ отъ природы, въ умиленіи сердца со слезами помолившійся предъ святою иконою объ избавленіи отъ своего природнаго недостатка. Послѣ этого, считая себя недостойною обладать такою святынею, Анна, по совѣту духовныхъ и мірскихъ лицъ, съ торжествомъ препроводила сей образъ въ обитель, находящуюся въ м. Почаевѣ, Волынской губерніи. Съ тѣхъ поръ эта святая икона пребываетъ тамъ доселѣ и извѣстна подъ именемъ ГІочаевской. Между многими чудесами отъ ГІочаевской иконы Богоматери особенно замѣчательно чудесное избавленіе Почаевской обители въ 1675 году заступленіемъ Богородицы отъ турокъ. Невѣрные мусульмане приступили къ самымъ стѣнамъ монастыря. Православные иноки, возлагая надежду свою на помощь Заступницы рода христіанскаго, всю ночь молились предъ Ея чудотворною иконою. Когда во время пѣнія акаѳиста они возгласили: убранной воеводѣ^ имъ явилась Бо- Кругъ Поучен. т. II.

жія Матерь въ свѣтлой одеждѣ, окруженная ангелами съ обнаженными мечами, и съ бѣлоблещущимъ омофоромъ. Въ это время на турокъ напалъ внезапный страхъ, такъ что они обратились въ бѣгство.

II. Православные христіане, населяющіе наше отечество, питаютъ къ Почаевской иконѣ Богоматери великое благоговѣніе. На поклоненіе этой святынѣ стекаются въ Почаевскую лавру богомольцы изъ всѣхъ концовъ святой Руси.