«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Девять

Поуч. 1-ое. Св. Богоотцы Іоакимъ и Анна.

(іДобродѣтельная жизнь родите лей—лучшее наслѣдство дѣтей).

I. Въ настоящій день св. церковь торжествуетъ память св. родителей преблагословенной Дѣвы Маріи, праведныхъ Іоакима и Анны. При этомъ воспоминаніи, всякому, конечно, не разъ приходило на мысль, какъ счастливы эти достойно ублажаемъ^ супруги, удостоившіеся имѣть такую, воистину блаженную и преблаженную Дщерь!

II. Но подобное счастіе предлагается, брат., и всѣмъ родителямъ, желающимъ видѣть дѣтей своихъ истинно счастливыми и блаженными. Иже безъ порока живетъ въ правдѣ, блаженны оставитъ дѣти своя, говоритъ Премудрость Божія устами богодухновеннаго любителя мудрости. Итакъ, по ученію Премудрости Божіей, самое сча-

и о чистотѣ и просвѣтлѣніи образа Божія въ насъ самихъ. Слово Божіе свидѣтельствуетъ, что всѣ мы созданы по образу и подобію Божію. Душа наша есть то же какъ бы икона шли образъ Господа, ибо она, хотя и въ малой мѣрѣ, надѣлена и владѣетъ тѣми качествами, какія въ совершенствѣ и во всей полнотѣ свойственны Творцу и Промыслителю нашему. Но какъ есть иконы полинялыя или мало похожія на изображенныхъ на нихъ св. лицъ,такъ есть и души, утратившія чутъ не всѣ черты образа Божія. Не даромъ св. писаніе говоритъ

о невоздержныхъ людяхъ, что они приложились скотамъ несмысленнымъ и уподобились имъ. Боясь этого, будемъ хранить, православный христіанинъ, свою душу и сердце въ чистотѣ и благообразіи. (См. „Воскр. деньсс за 1892 г.).

III. Братіе! Будемъ обращаться съ усердною молитвою къ Богоматери, да поможетъ Она намъ избавиться отъ бѣдъ земной жизни и да сподобитъ Она насъ наслѣдовать жизнь вѣчную. Она для міра христіанскаго есть „древо свѣтлоплодовитое, отъ него же питаются вѣрніи, источникъ животныя во ды неистогцаемый, пристанище въ пучинѣ скорбей сущимъ и помощница всѣмъ вѣрно молящимся Ей“. (Сост. по указ. источн.).

й день.

стливое наслѣдство для дѣтей есть благочестивая и праведная жизнь родителей,, и первая обязанность родителей, желающихъ счастія своимъ дѣтямъ, самимъ жить праведно и благочестиво, какъ жили праведные родители Матери Божіей.

а) Не такъ разсуждаетъ наша житейская мудрость. „Живя правдой, говоритъ она, наживешь не много*, съ чѣмъ же останутся дѣти? То-ли дѣло, если какими бы то ни было средствами пріобрѣсти для нихъ большое богатство, оставить въ наслѣдство дома и земли? Тогда они могутъ быть счастливы и благополучны на всю жизнь. Живя правдою, не уйдешь далеко по пути почестей, не достигнешь тѣхъ степеней мірскаго величія, на которыхъ имена счастливцевъ блистаютъ титулами и обладаютъ преимуществами наслѣдственными и потомственными*, чѣмъ же будутъ отличаться дѣти праведника между мил-

Мѣсяцъ сентябрь. 259

піонами людей простыхъ и незнатныхъ? и какимъ почетомъ и уваженіемъ могутъ пользоваться между согражданами? Иное дѣло, еслрі добиться высокихъ почестей, украсить свое имя громкими титулами., чтобы дѣти могли гордиться своимъ происхожденіемъ, величаться именами своихъ Отцевъ и предковъ. Тогда предъ ними будутъ открыты всѣ пути къ почестямъ и славѣ. Живя правдою, нельзя не нажить себѣ многихъ недоброжелателей и враговъ, которыхъ вражда обратится, потомъ^ и на дѣтей; какъ же будутъ счастливы дѣти праведника среди ненавидящихъ ихъ? То-ли дѣло снискать себѣ, какими бы то ни было путями, распо* ложеніе сильныхъ земли? Тогда и дѣти будутъ пользоваться ихъ покровительствомъ и милостями, и найдутъ дорогу къ благополучію“.

Такъ, говорю, разсуждаетъ наша житейская мудрость. Но лживи суть сынове человѣчестіи въ мѣрилѣхъ своихъ, еже непрсівдовати. (ГІс. 61, 10). Всегда ли оправдываю! ся на дѣлѣ эти, невидимому, основательные разсчеты житейской мудрости? Нѣтъ, гораздо чаще случается наоворотъ. Нажитое неправдою имущество не долго остается въ рукахъ дѣтей и наслѣдниковъ неправеднаго богача. Чаще всего бываетъ, что, по слову пророка, чуждіи поядаютъ труды его, а его потомки остаются нищими. Всуе мятется человѣкъ, говоритъ слово Господне: сокровищесш- вретъ, и не вѣсть, кому соберетъ я. (Пс. 38, 7). Справедливо замѣчаютъ, что благоразумно пользоваться богатствомъ умѣетъ только тотъ, кто пріобрѣтаетъ его собственными трудами, а не тотъ, кому достается оно даромъ, безъ трудовъ и заботъ. Пространные домы бывшихъ нѣкогда богачей сколькихъ перемѣнили уже владѣльцевъ? А несчастные потомки ихъ строителей ищутъ и не находятъ угла, гдѣ главу подклони™. А достигнутыя неправдою почести развѣ не ложатся несмываемымъ пятномъ на дѣтяхъ и потомкахъ? Развѣ не подвергаютъ ихъ, вмѣсто незаслуженнаго почета, заслуженному посмѣянію? Мало ли было великихъ и славныхъ въ глазахъ міра именъ, которыхъ и самая память, по слову Писанія, погибе съ шумомъ? Съ другой стороны, если, и живя правдою, можно возбудить къ себѣ нерасположенность