«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

III. Братіе! Будемъ обращаться съ усердною молитвою къ Богоматери, да поможетъ Она намъ избавиться отъ бѣдъ земной жизни и да сподобитъ Она насъ наслѣдовать жизнь вѣчную. Она для міра христіанскаго есть „древо свѣтлоплодовитое, отъ него же питаются вѣрніи, источникъ животныя во ды неистогцаемый, пристанище въ пучинѣ скорбей сущимъ и помощница всѣмъ вѣрно молящимся Ей“. (Сост. по указ. источн.).

й день.

стливое наслѣдство для дѣтей есть благочестивая и праведная жизнь родителей,, и первая обязанность родителей, желающихъ счастія своимъ дѣтямъ, самимъ жить праведно и благочестиво, какъ жили праведные родители Матери Божіей.

а) Не такъ разсуждаетъ наша житейская мудрость. „Живя правдой, говоритъ она, наживешь не много*, съ чѣмъ же останутся дѣти? То-ли дѣло, если какими бы то ни было средствами пріобрѣсти для нихъ большое богатство, оставить въ наслѣдство дома и земли? Тогда они могутъ быть счастливы и благополучны на всю жизнь. Живя правдою, не уйдешь далеко по пути почестей, не достигнешь тѣхъ степеней мірскаго величія, на которыхъ имена счастливцевъ блистаютъ титулами и обладаютъ преимуществами наслѣдственными и потомственными*, чѣмъ же будутъ отличаться дѣти праведника между мил-

Мѣсяцъ сентябрь. 259

піонами людей простыхъ и незнатныхъ? и какимъ почетомъ и уваженіемъ могутъ пользоваться между согражданами? Иное дѣло, еслрі добиться высокихъ почестей, украсить свое имя громкими титулами., чтобы дѣти могли гордиться своимъ происхожденіемъ, величаться именами своихъ Отцевъ и предковъ. Тогда предъ ними будутъ открыты всѣ пути къ почестямъ и славѣ. Живя правдою, нельзя не нажить себѣ многихъ недоброжелателей и враговъ, которыхъ вражда обратится, потомъ^ и на дѣтей; какъ же будутъ счастливы дѣти праведника среди ненавидящихъ ихъ? То-ли дѣло снискать себѣ, какими бы то ни было путями, распо* ложеніе сильныхъ земли? Тогда и дѣти будутъ пользоваться ихъ покровительствомъ и милостями, и найдутъ дорогу къ благополучію“.

Такъ, говорю, разсуждаетъ наша житейская мудрость. Но лживи суть сынове человѣчестіи въ мѣрилѣхъ своихъ, еже непрсівдовати. (ГІс. 61, 10). Всегда ли оправдываю! ся на дѣлѣ эти, невидимому, основательные разсчеты житейской мудрости? Нѣтъ, гораздо чаще случается наоворотъ. Нажитое неправдою имущество не долго остается въ рукахъ дѣтей и наслѣдниковъ неправеднаго богача. Чаще всего бываетъ, что, по слову пророка, чуждіи поядаютъ труды его, а его потомки остаются нищими. Всуе мятется человѣкъ, говоритъ слово Господне: сокровищесш- вретъ, и не вѣсть, кому соберетъ я. (Пс. 38, 7). Справедливо замѣчаютъ, что благоразумно пользоваться богатствомъ умѣетъ только тотъ, кто пріобрѣтаетъ его собственными трудами, а не тотъ, кому достается оно даромъ, безъ трудовъ и заботъ. Пространные домы бывшихъ нѣкогда богачей сколькихъ перемѣнили уже владѣльцевъ? А несчастные потомки ихъ строителей ищутъ и не находятъ угла, гдѣ главу подклони™. А достигнутыя неправдою почести развѣ не ложатся несмываемымъ пятномъ на дѣтяхъ и потомкахъ? Развѣ не подвергаютъ ихъ, вмѣсто незаслуженнаго почета, заслуженному посмѣянію? Мало ли было великихъ и славныхъ въ глазахъ міра именъ, которыхъ и самая память, по слову Писанія, погибе съ шумомъ? Съ другой стороны, если, и живя правдою, можно возбудить къ себѣ нерасположенность

людей злыхъ и развращенныхъ*, то, живя неправдою, можно ли не оставить по себѣ непріязненной памяти даже у людей добрыхъ и честныхъ? А сколько слезъ обиженныхъ упадаютъ не на одну могилу, а на оставшееся потомство человѣка неправеднаго? Сколько горькихъ укоризнъ и жалобъ услышатъ его дѣти? И не будетъ ли память неправеднаго родителя служить для нихъ не утѣшеніемъ^ а наказаніемъ? Равнымъ образомъ, и покровительство сильныхъ земли надолго ли можетъ обезпечивать участь дѣтей ихъ льстеца и прислужника? Не надѣйтеся, говоритъ слово Вожіе, на князи, на сыны человѣческія, въ нихже шьетъ спасенія: изыдетъ духъ его, и въ перстъ свою возвратится: въ той день погибнутъ вся помышленія его (Пс. 145, 3. 4), а съ нимъ погибнутъ и всѣ возлагавшіяся на него надежды.

б) Не таково наслѣдство для дѣтей— безпорочная, праведная и благочестивая жизнь родителей. Это наслѣдство прочнѣе и надежнѣе всякаго богатства, дороже всѣхъ почестей и титуловъ, вѣрнѣе всякаго благоволенія сильныхъ земли.

Ето живетъ праведно, ходя во всѣхъ заповѣдехъ и оправданіихъ Господнихъ безпорочно (Лук. 1. 6), на томъ, во- первыхъ, почиваетъ благословеніе Божіе, которое переходитъ и на потомство его въ роды родовъ. Угодилъ Авраамъ Богу, — и не только ближайшіе, а и самые отдаленные его потомки благоденствовали подъ осѣненіемъ почившаго на предкѣ ихъ благословенія Божія. Лишился благословенія Божія нечестивый Саулъ, - и царственные потомки его скитались нищими, и самый родъ его пресѣкся въ непродолжительное время. Сколько есть, можетъ быть, и между нами людей, живущихъ въ довольствѣ и благополучіи, которые достигли сего состоянія не богатымъ наслѣдствомъ и не сильными связями, а молитвами и благословеніемъ благочестивыхъ родителей! Такъ велико и важно, такъ благонадежно и прочно для самаго земного благополучія благословеніе Бойкіе, почивающее на людяхъ благочестивыхъ и праведныхъ! Оно и составляетъ истинное счастіе ихъ дѣтей и потомковъ. Родъ правыхъ благословится, говоритъ слово Господне.

Кто живетъ праведно, тотъ не только не обижаетъ никого, напротивъ, благотво-

17*

260 Мѣ с я ц ъ с ентябрь.

ритъ и благодѣтельствуетъ всѣмъ и каждому, благодѣтельствуетъ и самимъ врагамъ своимъ*, тотъ оставляетъ по себѣ одну добрую память и добрую славу, благодарное чувство въ сердцахъ всѣхъ., окружавшихъ его. Потомство такого человѣка всегда найдетъ себѣ покровъ и защиту. Доброе имя отца есть какъ бы рекомендательное письмо для его сына; съ нимъ онъ вездѣ найдетъ себѣ друзей и покровителей. Если бы человѣкъ праведный и имѣлъ въ жизни своей какихъ-либо недоброжелателей, то и ихъ недоброжелательство не можетъ продолжаться далѣе его гроба. Ибо не могутъ они не сознавать, что неправедно ненавидѣли мужа праведнаго, несправедливо обижали и оскорбляли его во время его жизни, что они воздавали ему злая, онъ же воздавалъ имъ благая. И не побудитъ-ли ихъ проснувшаяся совѣсть сдѣлать что либо доброе для дѣтей его? Такимъ образомъ, дѣти праведника не только въ друзьяхъ, авъ самыхъ врагахъ его не найдутъ ли скорѣе друзей и покровителей., нежели враговъ и не- доб рожелателей?