«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

(Обрѣтеніе его св. мощей). (Уроки отъ нетлѣьія мощей свят. Ѳеодосія: а) вѣра Христова истинна и эюи- вотворна; б) христіане должны перевести) въ свою жизнь то, во что вѣруютъ).

I. 5 Февраля 1896 года исполнилось 200 лѣтъ со времени блаженной кончины святителя Ѳеодосія углицкаго, архіепископа черниговскаго, честныя мощи котораго нетлѣнно почиваютъ въ пещерѣ при Борисоглѣбскомъ храмѣ черниговскаго каѳедральнаго собора, источая многочисленныя чудотворенія и исцѣленія съ вѣрою и молитвою прибѣгающимъ къ предстательству святителя. Вслѣдствіе сего память Ѳеодосія углицкаго благоговѣйно была чтима въ православномъ народѣ русскомъ, во множествѣ стекавшемся изъ разныхъ мѣстностей въ Черниговскій Борисоглѣбскій соборъ къ могилѣ іерарха для принесенія молитвъ о упокоеніи души его съ упованіемъ на молитвенное ходатайство его предъ Богомъ. Увѣренность въ святости святителя по воспоминаніямъ о высокой подвижнической жизни его и чрезъ совершавшіяся у гроба его чудесныя исцѣленія съ теченіемъ времени возрастала и утверждалась въ православномъ народѣ все болѣе и болѣе. Въ виду этого Св. Синодъ поручилъ Преосвященному черниговскому собрать и доставить Св. Синоду свѣдѣнія о жязни и подвигахъ святителя Ѳеодосія Углицкаго, а затѣмъ

нашелъ благовременнымъ приступить къ необходимымъ распоряже- женіямъ для удостовѣренія о нетлѣніи тѣла святителя Ѳеодосія и о чудесныхъ дѣйствіяхъ, совершающихся при гробѣ его надъ вѣрующими, — ближайшее обслѣдованіе чего и было возложено на преосвященныхъ Іоанникія, митрополита кіевскаго, и Антонія, епископа черниговскаго и нѣжинскаго. Послѣдніе, присоединивъ къ себѣ викарія черниговской епархіи, епископа Питирима, и высшихъ представителей черниговскаго духовенства, 5 іюля 1895 г. прибыли въ пещеру при Борисоглѣбскомъ храмѣ черниговскаго каѳедральнаго собора и, по совершеніи здѣсь панихиды по святителѣ Ѳеодосіи, произвели подробное освидѣтельствованіе гроба, одеждъ и самаго тѣла святителя Ѳеодосія, при чемъ оказалось, что тѣло святятеля Ѳеодосія благодатію Божіею сохранилось нетлѣннымъ, несмотря на пребываніе въ теченіе 200 лѣтъ въ пещерѣ Борисоглѣбскаго храма, не отличающейся притомъ сухостію. Независимо отъ этого, преосвященные Іоанникій и Антоній вмѣстѣ съ другими духовными лицами, пригласивъ лицъ, испытавшихъ на себѣ или на своихъ сродникахъ чудесныя исцѣленія заступленіемъ святителя Ѳеодосія, по молитвенномъ призываніи его благодатной помощи, собрали отъ нихъ подъ присягою, за рукоприкладствомъ, показанія о дѣйствительности совершившихся иад7> ними чудотвореній, каковыхъ событій ими было обслѣдовано 49. Св. Синодъ, разсмотрѣвъ со всевозможнымъ тщаніемъ всѣ обстоятельства дѣла, пришелъ къ полному убѣжденію въ истинѣ нетлѣнія тѣла святителя Ѳеодосія и въ достовѣрности чудесъ, чрезъ него совершающихся, и, воздавъ хвалу дивному во святыхъ Своихъ Господу Богу, благоволившему явить прославленіемъ іерарха церкви русской новое и великое знаменіе Своихъ къ ней благодѣяній, во всеподдан- нѣйшемъ докладѣ Государю Императору полагалъ во блаженной памяти Ѳеодосія, архіепископа черниговскаго, причислить къ лику святыхъ, благодатію Божіею прославленныхъ, и нетлѣнное тѣло его признать святыми мощами. Получивъ соизволеніе на это Государя Императора., Св. Синодъ указомъ своимъ отъ 26 іюня объявилъ

Мѣсяцъ сентябрь. 265

во всенародное извѣстіе о торжественномъ открытіи 9 сентября 1896 г. въ г. Черниговѣ мощей святителя Ѳеодосія углицкаго, архіепископа черниговскаго, отнынѣ причисленнаго къ лику святыхъ угодниковъ русской церкви.

II. Не многое дошло до насъ изъ жизни святителя Божія, но самые нетлѣнные останки его преподаютъ всѣмъ и каждому неумолкающее поученіе,— поученіе глубоко назидательное и отрадно утѣшительное. Приникать умомъ и сердцемъ къ сему поученію, уразумѣвать его по возможности и пользоваться имъ для своего спасенія и блаженства — долгъ каждаго истиннаго христіанина.

а) Безмолвный гробъ, вмѣщающій въ себѣ нетлѣнные останки святителя Божія, внушаетъ намъ прежде всего ту основную и коренную истину христіанской вѣры, что се есть животъ вѣчный, да знаютъ единаго истиннаго Бога, и Его же послалг Онъ. Іисуса Христа (Іоан. 17, 3). Было ли когда либо и гдѣ-либо подобное чудесное явленіе нетлѣнія между людьми, не исповѣдующими христіанской вѣры! Не было никогда и нигдѣ, послѣ того какъ правда Божія изрекла человѣку-преступнику: земля еси и въ землю отыдеши (Выт. 3, 19), — послѣ того, какъ единымъ человѣкомъ грѣхъ въ міръ вниде. и грѣхомъ смерть, и тако смерть во вся человѣки вниде (Рим. 5, 12). Что же значитъ сіе? Отчего въ одномъ христіанствѣ встрѣчается подобное явленіе? Оттого, что оно только одно вводитъ жизнь божественную въ отчуждавшееся отъ нея человѣчество. — Жало смерти, а вмѣстѣ съ нею и тлѣнія, грѣхъ (1 Кор. 15. 56). Тлетворный ядъ грѣха, заражая первоначально душу, скорѣе или медленнѣе, но всегда смертоносно, отравляетъ и тѣло, такъ что доколѣ есть грѣхъ въ существѣ человѣка, дотолѣ человѣкъ неизбѣжно подлежитъ тлѣнію и смерти. Дабы человѣку снова возвратиться въ нетлѣніе, необходимо, чтобы онъ не только пересталъ отравлять себя грѣхомъ, но и получилъ от- внѣ животворную силу, которая исправила бы въ немъ поврежденіе, произведенное прежними пріемами яда грѣховнаго. Требованія необходимыя, но совершенно невозможныя для самаго человѣка: ибо кто чистъ будетъ опія скверны? Никтоже, аще и единъ день

житія его на земли. (Іов 14, 4). Съ другой стороны, какъ получить животворную силу, противодѣйствующую тлетворному дѣйствію грѣха, — силу, которая въ Богѣ, Источникѣ живота, когда грѣхъ, отравивши существо наше, сталъ средостѣніемъ между нами и Богомъ и преградилъ собою токи благодати Божіей? Вотъ почему не видимъ мы внѣ христіанства ни одного примѣра чудеснаго изъятія изъ содѣлавшагося теперь всеобщимъ закона истлѣнія для смертнаго тѣла нашего. Чтобы снова возвратить насъ въ неи- стлѣніе, требуется сила, высшая человѣческой, могущество больше естественнаго, всемогущество Божіе. Богъ, создавшій человѣка вд неистлѣнге, и по паденіи его не отступилъ отъ Своего опредѣленія содѣлать его причастникомъ нетлѣнія и вѣчной жизни. Для избавленія человѣка отъ работы тлѣнію Онъ послалъ на землю Единороднаго Сына Своего, Который, принявъ на Себя вину смерти, — грѣхъ всего міра, и вкусивъ за него самую смерть, воскресеніемъ отъ смерти открылъ въ Себѣ источникъ жизни для всякаго, приближающагося къ Нему вѣрою и любовію. Животворное дѣйствіе благодати, начинаясь въ душѣ, распро- стирается и на все существо человѣка. Вотъ почему въ христіанствѣ только видимъ мы примѣры чудеснаго изъятія тѣлъ изъ всеобщаго закона тлѣнія.

Нетлѣнные останки святителя Христова служатъ по сему всегдашнимъ, безмолвнымъ, но въ самомъ безмолвіи краснорѣчивѣйшимъ проповѣдникомъ истинности и животворности св. вѣры Христовой. Безмолвный гробъ его говоритъ всѣмъ и каждому: „пріиди и виждь, истинна ли вѣра, мною исповѣданная, когда она такъ чудесно оп- j равдана Самимъ Богомъ на мнѣ са- I момъ-, пріиди и виждь, животворна ли вѣра, мною исповѣданная, когда божественною силою ея тѣло мое, само по себѣ бренное, какъ бы въ самой j. смерти живетъ нетлѣніемъ4,1.

б Не слышатель слова забытливд, но творецъ дѣла, приникій въ законъ совершенд свободы, и пребывд, сей бла- оісенъ въ дѣланіи своемъ будетъ (Іа.к. 1, 25): — вотъ что еще внушаютъ намъ нетлѣнные останки святителя Христова, Только подъ условіемъ полнаго 'и всецѣлаго усвоенія себѣ всего, чему учитъ и что заповѣдуетъ св. вѣра, возможно

266 Мѣ с я ц ъ сентябрь .

достигнуть такого прославленія. Животворное дѣйствіе благодати начинается въ душѣ, и потомъ уже распространяется на все существо человѣка. Надлежитъ посему, чтобы прежде воспринята была и всецѣло усвоена душею благодатная сила Христова, чтобы потомъ она могла произвесть животворное дѣйствіе и на тѣло. Такъ и представляетъ слово Вожіе настоящую жизнь избранныхъ Божіихъ человѣковъ. Они живутъ и дѣйствуютъ не своею естественною жизнію, но жизнію Іисуса Христа, таинственно вселяющагося и обитающаго въ нихъ. Живу не ктому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ (Гал. 2, 20), говоритъ о себѣ св. апостолъ. Съ Нимъ они живутъ, въ Ііемъ и умираютъ для настоящаго растлѣннаго міра, съ Нимъ и воскресаютъ духомъ, начинаютъ жить по Богѣ, въ правдѣ и преподобіи истины, жизнію небесною, ангельскою, еще здѣсь на землѣ. Эта благодатная сила Христова, обнимая собою всю душу, по тѣсной и неразрывной связи души съ тѣломъ, простирается и на него, объемлетъ и проницаетъ его своею живительною силою, и иногда сообщаетъ ему еще на землѣ, при всеобщемъ тлѣніи земныхъ существъ, силу нетлѣнія. Такимъ, а не инымъ путемъ бла- гоугождалъ Господу и блаженный святитель Ѳеодосій; такимъ путемъ достигъ онъ прославленія и по смерти своей; тотъ же путь къ вѣчному животу указываетъ собою и всѣмъ намъ, предлагая и побужденія итти симъ путемъ. „Смотрите, — какъ-бы такъ говоритъ онъ,—смотрите, какое дивное воздаяніе отъ Господа за благочестіе, когда чрезъ него не только духъ нашъ удостоивается вѣчнаго блаженства въ Богѣ и съ Богомъ, но и самое тѣло, потрудившееся нѣсколько въ подвигахъ благочестія, дѣлается на столько причастнымъ благодатной силѣ Христовой, что въ самой смерти живетъ нетлѣніемъ. И это еще здѣсь—на землѣ; что же будетъ тамъ—на небѣ“?

Не для всѣхъ, конечно, сіе дивное прославленіе еще здѣсь на землѣ, прежде всеобщаго прославленія праведныхъ въ блаженномъ царствѣ Христовомъ. Мы видимъ, что многіе и изъ святыхъ Божіихъ не удостоены нетлѣнія... Но для всѣхъ возможно, всѣ предназначены, всѣ и обязаны стремиться къ почести вышняго званія о Христѣ Іисусѣ,

къ тому, чтобы удостоиться получить неистлѣненъ вѣнецъ въ царствіи: Отца небеснаго. А путь къ сему не иной, какъ путь вѣры, споспѣшествуемой любовію, проявляемою благочестивою жизнью и свидѣтельствуемой благими дѣлами.