«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

III. Таковы главныя наставленія, преподаваемыя намъ нетлѣнными мощами новооткрытаго угодника Божія, святителя и чудотворца Ѳеодосія. „Блюдите,— внушаетъ онъ намъ, — яко зѣницу ока, св. вѣру Христову, держась неуклонно св. церкви православной, какъ спасительнаго ковчега Божія, ревнуйте, по моему примѣру, пере- весть въ собственную жизнь и дѣятельность то, во что вѣруете. Исполняя сіе въ мѣру данныхъ каждому силъ отъ Бога, недалеко будете отъ царствія Христова^.

Дай Богъ, чтобы никто изъ насъ не былъ празднымъ и забытливымъ слушателемъ сихъ наставленій, а по мѣрѣ силъ своихъ уразумѣвалъ ихъ и переводилъ въ плоть и кровь, или лучше—въ духъ и жизнь. Аминь. (Сост. по слову Іоанникія, митр. кіевск. См. Церк. Вѣд. 1896 г. № 37).

Поуч. 4-е. Свят. Ѳеодосій черниговск.

(Образецъ истиннаго пастыря, представляемый оюизнъю святителя).

I. Между другими наставленіями, какія заповѣдалъ своему ученику—епископу ефесскому ТимоФею святый апостолъ Павелъ, содержится и такое наставленіе: будь образцемъ для вѣрныхъ въ словѣ, въ житіи, въ любви, въдухѣ, въ вѣрѣ, въ чистотѣ (1 Тим. 4, 12). Этотъ завѣтъ апостольскій епископы, какъ предстоятели церквей, старались осуществлять въ своей жизни. И воспо- минаемый нынѣ великій святитель, архіепископъ черниговскій, Ѳеодосій воплощалъ въ себѣ образецъ истиннаго пастыря.

а) Слово его было мудро, растворено благодатію. Онъ назидалъ своими рѣчами своихъ пасомыхъ при жизни; назидаетъ всѣхъ насъ и теперь. Въ своихъ видѣніяхъ онъ нерѣдко наставлялъ людей вѣрующихъ на путь спасительной жизни: научалъ ходить въ храмы Божій, говѣть, исполнять уставы святой церкви, слушать въ храмахъ мо- лёбныя и акаѳистныя пѣнія, молиться

Мѣсяц ъ сентябрь. 267

предъ чудотворными иконами, чтить праздники церковные, исповѣдываться въ своихъ согрѣшеніяхъ и пріобщаться святаго тѣла и крови Господней. Былъ святитель Ѳеодосій правдивъ и говорилъ только слова правды.

б) Подавалъ собою святитель Ѳеодосій образецъ „въ вѣрѣ и въ житіии. Сильна и непоколебима была вѣра святителя въ живаго Господа Бога и въ Его святой Промыслъ. Всею душею и сердцемъ святитель Ѳеодосій былъ преданъ Господу и Его заповѣдямъ. Жилъ онъ такъ.) какъ велитъ законъ христіанскій. Съ юности святитель отличался смиреніемъ, терпѣніемъ, воздержаніемъ и трудолюбіемъ. Съ ранняго возраста онъ началъ жизнь подвижническую, святую,—былъ инокъ въ истинномъ смыслѣ этого слова. Любя иночество самъ.* святитель Божій старался проводить иноческое житіе и среди другихъ: какъ игуменъ сперва Корсун- ской обители, потомъ Выдубецкой, а по переходѣ въ Черниговъ—Елецкой обители, святитель Ѳеодосій много заботился объ устройствѣ въ нихъ жизни на строгихъ иноческихъ началахъ. Святая, подвижническая жизнь Ѳеодосія Углицкаго доставила ему великое уваженіе сначала со стороны кіевлянъ, а потомъ и отъ жителей черниговской области. Ему давали важныя порученія, напр., отправляли въ Москву къ царямъ Іоанну и Петру Алексѣевичамъ съ ходатайствомъ объ утвержденіи епископа луцкаго Гедеона на каѳедрѣ митрополита кіевскаго. Черниговскій архіепископъ Лазарь Барановичи блюститель кіевской митрополіи, еще въ 1674 году въ письмѣ своемъ пророчески передавалъ Ѳеодосію желаніе свое, чтобы „имя его написано было на небесахъ.^ Когда тотъ же архіепископъ Лазарь Барановичъ сблизился съ Ѳеодосіемъ и узналъ его высокія нравственныя качества, то пожелалъ имѣть его своимъ постояннымъ помощникомъ. Самый добрый отзывъ далъ объ архимандритѣ Ѳеодосіи патріарху Адріану архіепископъ Лазарь, когда вмѣстѣ съ гетманомъ Малороссѣ просилъ патріарха назначить Ѳеодосія помощникомъ ему, Лазарю, въ управленіи черниговскою епархіею. Вмѣстѣ съ гетманомъ преосвященный Лазарь Барановичъ засвидѣтельствовалъ, что „пречестный архимандритъ

Ѳеодосій мужъ благій, украшенный добродѣтелями монашеской жизни, которую ведетъ съ молодыхъ лѣтъ, опытенъ въ управленіи монастырями, исполненъ страха Божія и духовной опытности, просвѣщенъ, весьма усерденъ къ церковному благолѣпію, способенъ управлять домомъ каѳедры и епархіею черниговскою1*. За свой высокія нравственныя качества Ѳеодосій и былъ возведенъ въ Москвѣ патріархомъ Адріаномъ 13 сентября 1692 года въ санъ архіепископа*, до самой кончины преосвященнаго Лазаря (f 3 сентября 1693 года) былъ у него ревностнымъ помощникомъ, а послѣ смерти Лазаря Барановича „съ отрадою и утѣшеніемъ “ для паствы (какъ говорится въ одномъ донесеніи отъ гетмана Малороссѣ изъ Батурина) „воспріялъ архіерейскій черниговскій престолъ преосвященный Ѳеодосій Углицкій, который (сказано въ томъ же документѣ) своими добро- тами можетъ украсить церковь и бла- горазсмотрѣніемъ устроить дѣлъ пра- вленіе“. До какой высокой степени нравственнаго совершенства святитель Ѳеодосій достигъ въ своемъ святительскомъ званіи, — видно изъ того, что Господу Богу было угодно сохранить нетлѣнными его мощи послѣ погребенія его тѣла въ Борисоглѣбскомъ соборѣ. Такъ по истинѣ нужно сказать

о свитителѣ Ѳеодосіи: исполнилъ онъ въ совершенствѣ завѣтъ святаго апостола Павла, былъ „образецъ для вѣрныхъ въ вѣрѣ и въ житіи“, и доселѣ остается тѣмъ-же „образцемъа для вѣрныхъ чадъ церкви православной.

в) На основаніи приведенныхъ въ текстѣ словъ святаго апостола Павла (изъ его 1-го посланія къ Тимоѳею) нужно восполнить образъ святителя Ѳеодосія углицкаго еще нѣкоторыми высокими нравственными чертами. Епископы, по апостолу, кромѣ того, что должны служить для „вѣрныхъ образцами въ словѣ, въ вѣрѣ и въ житіи1*1,—должны еще подавать въ-себѣ самихъ „примѣръ въ любви, въ духѣ и въ чистотѣсс. Святитель Ѳеодосій пламенѣлъ любовію къ Господу и къ своимъ ближнимъ. Любовь къ Богу преисполняла все его существо съ самыхъ раннихъ лѣтъ: умомъ онъ возносился къ Творцу, когда пребывалъ въ храмахъ Божіихъ и по иноческимъ обѣтамъ слушалъ въ нихъ службы Божій. Духъ, или настроеніе

26S Мѣ с я ц ъ с ентябрь.

его, отъ частаго обращенія къ Создателю, все болѣе и болѣе отрѣшался отъ мірскихъ суетъ и заботъ. Помыслы становились все чище и чиіце*, чувствованія приближались къ небесному*, воля направлялась на предметы свойства неземного. Такъ постепенно все его существо претворялось: плотскія помышленія уничтожались, а духовныя брали надъ ними верхъ*, въ сердцѣ водворялась чистота, сродная съ ангельскою чистотою*, миръ неземной водворялся въ его душѣ. Такъ сталъ онъ человѣкомъ, который былъ въ постоянномъ общеніи со Христомъ Спасителемъ. Благодать Святаго Духа дѣйствовала въ немъ и чрезъ него претворяла все его существо. По апостолу сталъ онъ человѣкомъ „духовнымъtc, который имѣетъ въ себѣ самыя высокія христіанскія качества: любовь, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣру, кротость, воздержаніе (Галат. 5,22 и 23). Благодать Святаго Духа претворяла и самый тѣлесный его составъ. Тѣло его, по апостолу^ стапобилось „храмомъ Святаго Духа* (1 Кор. 6, 19)*, оно готовилось къ тому, чтобы, какъ говоритъ святый Псалмопѣвецъ, „ни одна кость его не сокрушилась “ (псал. 33). Духъ Святый оживотворялъ тѣло Ѳеодосія Углицкаго,—и оно осталось въ нетлѣніи. Теперь прошло уже 200 лѣтъ со времени кончины угодника Божія Ѳеодосія Углицкаго, а тѣлесный составъ его пребываетъ въ нетлѣніи и до сихъ поръ., источая многообразныя исцѣленія для притекающихъ съ вѣрою ко гробу его. Какъ нѣкогда при апостолѣ Петрѣ „выносили больныхъ на улицы и полагали на постеляхъ и кроватяхъ, дабы хотя тѣнь проходящаго Петра. осѣнила кого изъ нихъ“ (Дѣян. 5, 15); или, какъ свидѣтельствуетъ книга „Дѣяній апо- столъскихъ“, во время двухлѣтняго пребыванія въ Ефесѣ другого апостола, святаго Павла* „Богъ творилъ немало чудесъ руками1,0 его, Павла, „такъ что на больныхъ возлагали платки и опоясали съ тѣла его, и у нихъ прекращались болѣзни, и злые духи выходили изъ нихъи (Дѣян. 19, 11 и 12)*, какъ нѣкогда отъ тѣлесныхъ составовъ апостоловъ—Петра и Павла—совершились великія чудеса и знаменія: такъ угодно было Господу Богу, чтобы ивъ наши времена отъ нетлѣннаго тѣлеснаго