«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

смертный: тогда уже поздно о немъ думать, а неисправными какъ мы предстанемъ грозному Судіи? Что скажемъ

Ему?... Аминь. (Сост. по Ч.-М. и кн. „Избранныя слова и бесѣды" Платона, митроп. кіевскаго. Кіевъ, 1892 г.).

Одиннадцатый день.

Поуч. 1-ое. Препод. Ѳеодора.

(Незаконная плотская любовь не есть любовь, а человѣконеиавидѣнге).

I. Препод. Ѳеодора, память коей совершается нынѣ, жила въ Y вѣкѣ. Совершивъ согрѣшеніе отъ мужа противъ YII заповѣди закона Вожія по неопытности и молодости, блаженная Ѳеодора рѣшилась посвятить всю свою жизнь на покаяніе. „Если есть для меня покаяніе,—сказала она себѣ,—то разорву связь свою съ міромъ и буду молить Бога о помилованіи^... Изъ опасенія же, чтобы ее не нашли въ женской обители и не воспрепятствовали ей выполнить подвиги покаянія, Ѳеодора тайно оставила домъ своего мужа и скрылась въ мужскомъ монастырѣ (Октодекат- скомъ), тамъ, гдѣ находились мощи св. Ѳомаиды, подвижницы цѣломудрія. Впродолженіе многихъ лѣтъ выносила она всѣ иноческіе труды, не обнаруживъ никогда своей женской немощи, но произвольно усиливая свои труды, которые, казалось ей, были слишкомъ легки и недостаточны, чтобы покрыть грѣхъ ея молодости. Вся жизнь ея проходила въ борьбѣ, и въ напряженіи всѣхъ силъ, и въ лишеніи всякаго отдыха и покоя. Даже пищу не позволяла она себѣ принимать болѣе одного раза въ недѣлю. А слезная молитва ея денъ и ночь со смиреніемъ возносилась къ милостивому Богу и привлекала на нее полное прощеніе и изобильную благодать... Такъ прожила 8 лѣтъ.

Съ высокимъ смиреніемъ перенесла Ѳеодора великое испытаніе: человѣческую клевету... Однажды дочь содержателя гостиницы въ Александріи, гдѣ пришлось останавливаться св. Ѳеодорѣ по дѣламъ монастыря, соблазнившись красотою ея, которую она признала за молодого монаха, склоняла ее ко грѣху. Но получивъ отказъ, и родивъ отъ другого лица незаконно дитя, оклеветала во грѣхѣ св. Ѳеодору. Игуменъ и братія разгнѣвались на нее, какъ обезчестившую монастырь, и выгнали изъ монастыря. Ио св. Ѳеодора не желала открыть свою тайну, видя

въ посланномъ испытаніи наказаніе за грѣхи свои*, она взяла ребенка и по- j селилась въ шалашѣ недалеко отъмо-

I настыря. Пастухи изъ жалости давали , ей молока для питанія ребенка. И j сколько пришлось ей перенесть насмѣ- текъ! Терпѣла она, кромѣ того, и жаръ j и холодъ. Наконецъ, опять была при-

I нята въ монастырь, гдѣ, проживъ два j года, скончалась. Игумену открыто

і было о святости Ѳеодоры и о томъ,

| что она не мужчина. Игуменъ сообщилъ это братіи, и тогда всѣ, оскорблявшіе святую, ужаснулись и горько каялись въ томъ, что тяжко согрѣшили противъ нея. Богу угодно было привести мужа св. Ѳеодоры въ обитель въ день ея кончины, и онъ, пораженный ея святостью, оставивъ міръ, поступилъ въ обитель.

II. Св. Ѳеодора своимъ великимъ покаяніемъ послѣ допущеннаго ею однажды грѣха плотской нечистой любви говоритъ намъ, братія, о той весьма важной истинѣ, что плотская нечистая и незаконная любовь есть не любовь, ачело- вѣконенавидѣніе, которое можетъ низринуть человѣка, предавшагося ей, во глубину ада. Потребны были, какъ то видимъ въ жизни преп. Ѳеодоры, великіе покаянные труды, сильныя слезы, изнурительный постъ, перенесеніе безчестія и разнаго рода нравственныхъ и тѣлесныхъ страданій, чтобы загладить грѣхъ нечистой любви, однажды допущенный. Ясно, что плотская, незаконная любовь не есть въ собственномъ смыслѣ любовь.

Но тѣмъ не менѣе міръ любитъ эту любовь, понимаетъ ее яснѣе, нежели любовь духовную, дорожитъ, увлекается ею сильнѣе, нежели любовію христіанскою, постоянно во всѣ времена называлъ и называетъ ее любовію.