«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

и пьянства? Доселѣ — какую отраду нашелъ ты въ страшномъ мятежѣ неистовыхъ похотѣній своихъ, который добровольно воздвигъ ты въ душѣ и сердцѣ своемъ? 0, не обманывай себя, не старайся утаить отъ себя тѣ мученія, которыми, среди буйныхъ твоихъ радостей, мучится духъ твой! Ты глубоко чувствуешь, и душа твоя вѣдаетъ, что твое мрачное настоящее такъ же не походитъ на твое блаженное прошедшее, какъ жизнь падшаго духа не походитъ на жизнь ангела Вожія...

в) Каково будетъ твое будущее? Ты не хочешь теперь устремить взора своего въ мрачную даль грядущихъ дней: но, повѣрь мнѣ, тѣло твое тужить будетъ, и душа твоя будетъ плакать о тебѣ. Не стану угрожать тебѣ праведнымъ судомъ Божіимъ; тебя осудитъ и уже осуждаетъ собственная совѣсть твоя. Не буду говорить объ ужасахъ ада, который ожидаетъ всѣхъ нераскаянныхъ грѣшниковъ: онъ скоро откроется въ душѣ и тѣлѣ твоемъ. Но—„я тебѣ скажу, послушай меня, и то, что видѣлъ я, разскажу тебѣ, — что умные пересказывали и не скрыли, получивъ отъ Отцевъ своихъ “ (Іов. 15, 17. 18). Ты уже испыталъ гибельныя наслажденія нетрезвой и распутной жизни, ты предалъ имъ на посмѣяніе душу и тѣло свое: но ты еще не знаешь тѣхъ грозныхъ силъ, которыя таятся въ душѣ и тѣлѣ твоемъ, и которыми душа и тѣло твое будутъ, въ день оный темный и страшный, мстить тебѣ за свое посрамленіе*, ты не вѣдаешь еще страшной тайны беззаконія, которая уже дѣется въ костяхъ тѣла твоего и въ помыслахъ души твоей. Тѣло твое, невидимому, здорово и тучнѣетъ, но крѣпость его истощается; самый развратъ и пьянство утончитъ его, дабы ты, сквозь тонкость его, яснѣе видѣлъ и ощущалъ всѣ ужасы беззаконія внутри себя. Ужели ты не замѣчаешь, что грѣхи твой обращаются въ привычку, входятъ въ плоть и въ кровь твою, заражаютъ душу и тѣло твое такъ, что въ тебѣ какъ бы живетъ другое ка- кое-то злое существо, которое настойчиво^ неотвязно требуетъ себѣ обычной пищи — привычныхъ грѣховныхъ наслажденій? Ужели не чувствуешь, какъ это злое существо насильственно

влечетъ теня къ этимъ наслажденіямъ, хотя бы ты и не хотѣлъ ихъ? Но, повѣрь мнѣ, другъ мой: если ты во время не остановишься, не вступишь въ борьбу съ этимъ злымъ навыкомъ, то скоро наступитъ время, когда ты уже не сможешь съ нимъ справиться: и плакать будешь, а все будешь грѣшить!... Тайные пороки, которыми теперь наполняются кости твой, прирастутъ къ симъ самымъ костямъ, и съ ними лягутъ въ землю (Іов. 20,11). Никакая сила не въ состояніи будетъ разорвать страшную связь между порокомъ и костями твоими. Зло, которое теперь сладко въ устахъ твоихъ, какъ медъ, превратится въ желчь аспидовъ во чревѣ твоемъ, и твой нервы будутъ сосать въ себя ядъ аспидовъ (12 16). Ты увидишь, и ты ни на одну минуту не будешь въ состояніи не видѣть, какъ беззаконія твой ходятъ вслѣдъ за тобою, идутъ впереди тебя, издѣваются надъ тобою днемъ, устрашаютъ тебя ночью. Тогда, о, тогда, мой другъ, небеса откроютъ нечестіе твое, и земля востанетъ на тебя! (Іов. 20, 27).

Не питай, возлюбленный мой братъ, въ сердцѣ своемъ злого помысла, будто я говорю тебѣ только для того, чтобы устрашить тебя мнимыми грядущими бѣдствіями. Для чего мнѣ устрашать тебя тѣмъ, что бываетъ дѣйствительно, и что будетъ съ тобою неизбѣжно, если ты не встанешь отъ путей нечестія твоего? Горе тебѣ, сынъ нетрезвый, сынъ распутный, легкомысленно старающійся 'превратить истину во лжу, горе іебѣ, если ты слышалъ слова мой теперь ине хочешь послушать ихъ! Они увеличатъ осужденіе твое и умножатъ муки твой, потому что ты зналъ ихъ и не хотѣлъ послушать. Я знаю, какъ глубоко палъ ты*, не слова, а только бѣдствія, только муки души и тѣла твоего могутъ спасти тебя отъ конечной погибели!...

III. Господи! прежде даже не погибнемъ, спаси насъ, спаси всѣхъ, обуреваемыхъ нечистыми страстями! Удержи насъ отъ нетрезвой и ^цѣломудренной жизни! Спаси насъ Твоею всесильною благодатію! Спаси насъ, хощемъ или не хощемъ мы своего спасенія! (Сост. свящ. Г. Д — ко съ допол. по „Воскр. чт.“ за 1840 г.).

Мѣ с я ц ъ сентябрь. 275

Двѣнадцатый день.

Св. евященномучен. Авто- яомъ.

(0 томъ, что между ономъ и смертію существуетъ великое сходство).

I. Св. епископъ Автономъ, память коего совершается нынѣ, удалясь въ Виѳинію во время гоненія при Діокли- тіанѣ, ревностно проповѣдывалъ вѣру Христову и за это былъ умерщвленъ язычниками (въ 313 г.) въ то время. какъ •онъ совершалъ божественную службу. Черезъ 200 лѣтъ мощи его были обрѣтены нетлѣнными. Писатель жизни