«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

гг) Сынъ Божій, не кто-либо изъ тварей — Самъ Богъ и Создатель, Слово Отчее, Самъ Царь небесный принялъ на Себя великое посольство, явился на земли ради души человѣческой—взыскать ее и спасти ее*, и тридцать три года на земли жилъ, какъ единъ отъ человѣкъ, и какъ рабъ, единъ отъ нищихъ и бѣдныхъ трудился, бѣдствовалъ, плакалъ, алкалъ,жаждалъ, безчестія и хуленія терпѣлъ— ради души нашей-, ужасное мученіе понесъ-, единъ праведный и святый — на древѣ крестномъ умеръ, и все сіе Человѣколюбецъ совершилъ для спасенія души нашей*. (См. Ученіе иже во св. отца нашего Тихона задонскаго Спб. 1864). (VII. VIII, гл. 13).

398 Мѣ с я ц ъ октябрь.

б) Не смотря, однако же, на столь высокое достоинство своей украшенной образомъ Божіимъ души, человѣкъ очень часто не цѣнитъ и не заботится о ней. Это изумительное небреженіе о своей душѣ св. Іоаннъ Златоустъ такъ описываетъ: „Кто въ состояніи довольно оплакать безумное и странное поведеніе людей. Когда заболѣетъ ихъ тѣло, они зовутъ врачей, слѣдуютъ самымъ жестокимъ ихъ предписаніямъ, принимаютъ самыя отвратительныя лѣкарства, подвергаются самымъ нестерпимымъ пріемамъ врачеванія. Точно также они поступаютъ, когда заболѣетъ кто-либо изъ слугъ и, если слуга отказывается принять лѣкарство, они насильно принуждаютъ его къ тому. Но когда вольна

I ихъ душа, они не думаютъ дажеипо- | совѣтоваться съ врачомъ; не хотятъ принять самаго пріятнаго изъ самыхъ ' пріятныхъ лѣкарствъ, т. е. заповѣдей Божіихъ и таинствъ Христовыхъ. Свою безсмертную душу они лѣчатъ несравненно хуже, чѣмъ свое смертное тѣло, чѣмъ даже послѣдняго изъ своихъ слугъ“. (Злат. бесѣд. о душѣ).

III. Да поможетъ же намъ Господь болыпе заботиться о своей драгоцѣнной душѣ, украшенной образомъ и подобіемъ Божіимъ, нежели мы доселѣ заботились, нерѣдко обращая всѣ своіг попеченія только на одно тѣло, которое есть лишь одно жилище души. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Одиннадцатый день.

Поуч. 1-ое. Св. Ѳеофанъ начертанный.

(Что такое православіе?)

I. Св. Ѳеофанъ, память коего совершается сегодня, родился въ Аравіи, а благочестію и разумѣнію св. писанія научился въ лаврѣ св. Саввы. Какъ знающій истины православной вѣры и образованный человѣкъ, Ѳеофанъ,вмѣстѣ съ братомъ своимъ Ѳеодоромъ, былъ посланъ іерусалимскимъ патріархомъ въ Константинополь па защиту православія противъ иконоборцевъ. Здѣсь-то вмѣстѣ съ братомъ своимъ онъ претерпѣлъ жестокія мученія отъ императора Ѳеофила, который приказалъ бить ихъ толстыми ремнями, а потомъ повелѣлъ написать на лицахъ ихъ раскаленнымъ желѣзомъ срамные стихи. „Пиши, что угодно; предъ страшнымъ Судіею самъ прочтешь твое писаніе % сказали братья. Стихи были начертаны на лицахъ и съ того времени братья Ѳеодоръ и Ѳеофанъ стали называться начертанными. Съ начертаніемъ на лицѣ Ѳеофанъ, послѣ возстановленія почитанія св. иконъ, былъ митрополитомъ никейскимъ, сочинилъ много богослужебныхъ каноновъ и скончался мирно.

II. Мы видѣли, братія, что св. исповѣдникъ Ѳеофанъ претерпѣлъ великія страданія за истину православія, которое требовало и требуетъ воздавать должное почитаніе св. иконамъ. И многіе св. мужи — святители, пресвитеры

и діаконы, а также великій сонмъ св. мірянъ терпѣли оскорбленія, темничныя заключенія, мученія и самую смерть, отстаивая истины православія въ борьбѣ съ язычниками и еретиками.

Что же такое православіе, которое такъ дорого для всѣхъ истинныхъ христіанъ, безъ котораго намъ не войти въ царствіе Божіе?

Побесѣдуемъ объ этомъ весьма важномъ предметѣ въ настоящій разъ.

а) Православіе, на сколько можно отвѣтить на этотъ трудный вопросъ христіанскаго ученія, въ основѣ своей есть, во-первыхъ, повиновеніе Богу, когда человѣкъ смиряетъ свой разумъ предъ высшимъ откровеніемъ и пріемлетъ его вѣрою. Послушаніе сіе руководится мыслію: Господь Самъ сказалъ, что же я могу тутъ отъ себя прибавить? Въ словахъ Господнихъ не можетъ быть ни ошибки, ни недомолвки; если чего ясно не открыто, намъ, во всякомъ случаѣ, не распознать. Послушаніе вѣры преисполнено чувствъ искреннѣйшаго благоговѣнія къ словамъ Господнимъ. Сказалъ Господь о Святомъ Духѣ: Иже отъ Отца исходитъ (Іоан. 15, 26), мы и исповѣдуемъ вмѣстѣ съ церковію: вѣрую и въ Духа Святаго... Иже отъ Отца исходящаго. Сказалъ Господь о Своей крови: пійте отъ нея вси (Матѳ. 26; 28), чаша жизни и преподается всѣмъ и не только взрослымъ, но и младенцамъ.