«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

— „Вѣрую, что Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій", отвѣчалъ тотъ.

Остановили колесницу. Оба вышли:, Филиппъ окрестилъ эѳіоплянина, и Духъ Святый сошелъ на вновь увѣровавшаго. Тогда ангелъ Божій взялъ Филиппа, а вельможа продолжалъ муть свой съ радостію.

II. Какими чудными путями распространялось святое ученіе! Какъ милостиво Господь наставлялъ тѣхъ, которые желали служить Ему! Какъ Онъ помогалъ имъ! Точно такъ помогаетъ Онъ и теперь всѣмъ тѣмъ, которые, искренно желаютъ узнать волю Его,, чтобы, узнавши, исполнять ее. Какъ нѣкогда эѳіопскому вельможѣ, такъ и каждому изъ насъ нужна помощь Божія при чтеніи священнаго писанія. Многое въ немъ недоступно и для самыхъ ученыхъ, самыхъ образованныхъ людей, ибо умъ человѣческій не можетъ уразумѣть всего величія Божества; но тѣмъ, которые со смиреніемъ и любовыо приступаютъ къ чтенію священныхъ книгъ, Богъ помогаетъ уразумѣть то, что нужно для нихъ. Потому, братія, помыслимъ о томъ, какъ намъ должно читать или слушать священное писаніе, чтобы получать истинный плодъ, ко спасенію душъ своихъ.

а) Приступая къ чтенію или слушанію священнаго писанія, мы должны помышлять, что это не человѣческое ученіе, что это слово Божіе, которое постоянно и неизмѣнно. Господь говоритъ: дондеже прейдетъ небо и земля, іота едина, или едина черта не пройдетъ отъ закона, дондеже вся будутъ (Матѳ. 5, 18). Еще говоритъ Господь: глаголы, яоюе Азъ глаголахъ вамъ, Духъ суть и оюивотъ суть (Іоан. 6, 63). Апостолъ учитъ: всяко тесаніе Богодухновенно есть (2 Тим.

3, 16).

б) Такъ и Самъ Іисусъ Христосъ и апостолы свидѣтельствуютъ о Божественномъ достоинствѣ священнаго Писанія, о томъ, что оно написано Духомъ Божіимъ:, что предлагаемое въ немъ ученіе неизмѣнно, и есть слово Бооюіе живое и дѣйственное (Евр. 4, 12), и спасительное для всѣхъ вѣру-

Мѣсяцъ октябрь. 401

ющихъ и соблюдающихъ его. Поэтому каждый разъ, какъ хотимъ читать или слушать священное писаніе, мы должны собираться въ себя и питать въ себѣ благоговѣніе и молитву къ Богу, и просить Бога, чтобы Онъ даровалъ намъ Духа Своего, къ уразумѣли) того, чему научаетъ насъ въ священномъ писаніи. Душевенъ же человѣкъ, учитъ Апостолъ, не пріемлетъ, яже Духа Божія; юродство бо ему есть, и не можетъ разумѣти, зане духовые востязуется (1 Кор. 2, 14). „Душевный человѣкъесть такой человѣкъ, который не имѣетъ въ себѣ Духа Христова, который и мыслитъ и дѣйствуетъ по понятіямъ своего естественнаго разума, непросвѣщеннаго вѣрою въ Іисуса Христа. Такой человѣкъ „не принимаетъ того, что отъ Духа Вожія (не понимаетъ и не вѣруетъ), потому что онъ почитаетъ сіе безуміемъ; и не можетъ разумѣть (своимъ естественнымъ смысломъ), потому что

о семъ надобно судить духовно^ (при помощи Духа Вожія, просвѣщающаго насъ къ уразумѣнію тайнъ спасенія).

в) При этомъ надобно удаляться отъ грѣховъ, явныхъ и тайныхъ; надобно питать въ душѣ чистыя мысли, благочестивыя чувствованія и желанія, чтобы такимъ образомъ приготовлять себя къ принятію Святаго Духа. Необходимо питать въ душѣ чувство смиренія и преданности Господу, чтобы съ дѣтскою вѣрою принимать ученіе слова Божія, а не умничать и не пытаться постигнуть тѣ глубины тайнъ Божіихъ, которыя отъ насъ сокрыты. Іисусъ Христосъ, прославляя Бога Отца, говоритъ: исповѣдаютися (славлю Тебя), Отче, Господи небесе и земли, яко утаилъ еси сія отъ премудрыхъ и разумныхъ, и открылъ еси та младенцемъ (Матѳ. 11, 25). Такъ, братія, и мы должны всегда хранить себя чистыми отъ грѣховъ души и тѣла, чтобы Духъ Святый осѣнялъ насъ и даровалъ намъ благодать разумѣнія; должны слушать и читать слово Божіе съ глубокимъ смиреніемъ, съ дѣтскою простотою и несомнѣнною вѣрою, внимая священному писанію, какъ истинному слову Божію, или глаголамъ Господа Іисуса Христа и Святаго Духа.

г) Читая или слушая священное писаніе, старайся 9понимать его такъ, какъ понимаетъ и изъясняетъ его святая православная церковь, или какъ разумѣли и раскрыли его святые отцы и учители вселенской

Кругъ Поучѳн. т. II.

церкви. Читая священное писаніе, при свѣтѣ вѣры, многое ты будешь понимать; а чего не понимаешь, того не берись изъяснять, если къ этому не приготовленъ, а ищи разрѣшенія своихъ недоумѣній у пастыря или учителя церкви. Іисусъ Христосъ избранныхъ учениковъ Своихъ, которыхъ наименовалъ апостолами (Лук. 6, 13), преимущественно предъ другими научалъ тайнамъ царствія, объяснялъ имъ писанія, сообщилъ имъ даръ разумѣти писанія (Лук. 24, 45), и послалъ ихъ возвѣщать евангеліе по всей вселенной: такъ и нынѣ предназначаемые къ прохожденію пастырскаго служенія особенно приготовляются къ уразумѣнію священнаго писанія и тайнъ спасенія, и, по установленію Самого Господа, принимаютъ особую благодать, въ таинствѣ священства, сообщающую имъ право и силы къ прохожденію сего высокаго и многотруднаго служенія. Такъ, читая или слушая слово Божіе, принимайте ученіе съ благоговѣйною вѣрою; а встрѣчая недоумѣнія, будьте осторожны: не рѣшайте недоумѣній сами собою, какъ вамъ кажется, чтобы не согрѣшить противъ истины, и тѣмъ не оскорбить Святаго Духа, дѣйствующаго чрезъ слово Божіе; а просите разрѣшенія у своихъ пастырей, и принимайте ихъ слова съ довѣріемъ, какъ слова церкви, потому что они будутъ говорить вамъ не по своему мнѣнію, а такъ, какъ учитъ вселенская церковь, какъ учили святые отцы и учители православной церкви, или какъ опредѣлили святые православные соборы.

д) И каждый разъ, какъ читаемъ или слушаемъ священное писаніе, всегда надобно намъ питать въ своей душѣ искреннее желаніе и твердую рѣшимость, усовершаясь въ познаніи спасительнаго ученія, вмѣстѣ усовершаться и въ христіанскихъ добродѣтеляхъ, стараясь всѣми силами исполнять заповѣди Божій. Слышишь или читаешь о величіи Бога Вседержителя, о Его всемогуществѣ, премудрости, благости и другихъ безпредѣльныхъ Его совершенствахъ, также о Его великихъ и неизобразимыхъ дѣлахъ, о твореніи міра, о управленіи міромъ, о Его особенномъ промышленіи о человѣкѣ,—благоговѣй и прославляй великаго и безпредѣльнаго въ Своемъ величіи Бога, Творца, Промысли-