«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Въ этихъ словахъ блаженнаго князя заключается все величіе его смиренной души. „Хочешь ли быть великимъ?—будь меныпе всѣхъtc, говоритъ св. Ефремъ Сиринъ. „Самая лучшая мѣра смиренія—считать себя худшимъ изъ всѣхъ тварей^, учитъ св. Димитрій ростовскій.

б) Какъ далеки отъ этого высокаго образца смиренія мы — грѣшные! Сколько гнѣздится въ сердцѣ нашемъ пороковъ, и между тѣмъ мы не любимъ унижать себя предъ другими! Чутъ кто побогаче да познатнѣе, ужъ онъ куда какъ величается иногда предъ человѣкомъ бѣднымъ, незнатнымъ, какъ бы совсѣмъ забывая, что богатство, сила, знатность — это дары Божій, не нами они пріобрѣтаются, а отъ Господа подаются, на пользу намъ и ближнимъ. Попробуй же оскорбить насъ кто-ли- бо, — мы такого человѣка съ грязью смѣшать готовы, въ десять разъ отплатить рады. А между тѣмъ, вѣдь мы— ученики, послѣдователи Спасителя^ кроткаго, смиреннаго, любвеобильнаго. Вѣдь къ намъ Онъ, милосердьѣ, говоритъ: научитесь отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердгьемъ!

Помните, христіане, что Господь гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать^ что безъ смиренія нѣтъ и спасенія.

Мѣсяцъ октябрь. 407

в) Знайте, братіе, что нѣтъ лучше и угоднѣе Богу добродѣтели, чѣмъ смиреніе, или нищета духовная. Смиреніе уподобляетъ человѣка Самому Господу, Который говоритъ: научитесь отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ (Мѳ.

11, 29); смиреннымъ или нищимъ духомъ Спаситель обѣщаетъ первую награду: блаженни нищіе духомъ, яко тѣхъ есть царство небесное. „Смиреніе,—учитъ св. Іоаннъ лѣствичникъ,— есть дверь въ царство небесное". Смиреніе^—говоритъ другой отецъ церкви,— есть полнота всѣхъ добродѣтелей^. Гдѣ смиреніе, тамъ и любовь: только смиренное сердце способно любить по-хри- стіански, поэтому смиреніе есть матерь не только всѣхъ добродѣтелей^ но и самой любви. (Воскр. день за 1894 г.).

III. Богъ молитвами препод. отца нашего Николы Святоши, нѣкогда славнаго русскаго князя, и затѣмъ смиреннаго инока кіево-печерской лавры, да удалитъ изъ нашего сердца духъ гордости и самопревозношенія и да даруетъ намъ спасительный духъ смиренія и самоосужденія. (Сост. свящ. Г. Дьяченко по указан. и друг. источн.).

Поуч. 3-ье. Никола Святоша.

(Смирись, гордый человѣкъ!').

I. Въ день преподобнаго Николы Святоши, нѣкогда славнаго и богатаго русскаго князя, а по принятіи монашества въ Кіево-печерской обители въ 1106 году смиреннаго инока, служившаго то привратникомъ, то простымъ работникомъ, съ горячею любовію и великою радостію исполнявшаго всѣ самыя черныя работы въ монастырѣ, весьма прилично будетъ предложить вашей любви, братія мой, слѣдующее поученіе святителя Димитрія ростовскаго о смиреніи.

II. „Нигдѣ не найдешь ты покоя, человѣкъ, какъ только въ смиреніи, и не испытаешь такого смущенія, какъ въ гордости.

Если хочешь имѣть покой и тишину, но будь смиренъ; а если не такъ, то въ молвѣ и смущеніи, въ скорби и печали изнуришь жизнь свою и всегда будешь подвергаться паденію. Вредъ всѣми смиряйся, и будешь возвышенъ Господомъ. Мало пользы отъ этого, что станешь самъ превозноситься, а не Богъ возвыситъ тебя. Твое превозношеніе

есть отпаденіе отъ Бога, а возвышеніе отъ Бога совершается Его благодатію. Если ты станешь самъ возноситься, Богъ унизитъ тебя; а будешь смиряться— Богъ возвыситъ тебя. Но и при такомъ возвышеніи будь однако- же смиренъ, и Господь возвыситъ тебя на всю вѣчность. Смиритесь предъ Господомъ и вознесетъ васъ, говоритъ апо- столъи (Іак. 4, 10).

„Помни образъ смиренія: плоть твою ты получилъ изъ земли, и въ землю отойдешь опять. Самъ себя ты не призвалъ къ жизни, и не знаешь, куда переселишься отъ этой временной жизни. Будь же смиренъ, чтобы съ пророкомъ всегда говорить: Господи, нвнадмевалось сердце мое, и не возносились очи мой. и я не входилъ въ великое и для меня недосягаемое (Пс. 130, 1). И еще: я червь, а не человѣкъ, поношеніе у людей и презрѣніе въ народѣ