«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

а) Храмъ Божій есть домъ Божій, жилище Божіе, видимое небо. Въ храмѣ Вояжемъ таинственно и непостижимо пребываетъ Самъ Владыка неба и земли, Господь нашъ I. Христосъ, какъ Онъ непреложно обѣщалъ Своимъ послѣдователямъ: идѣже бо естсь два или трге собрани во имя Мое, ту есмь по- средѣ ихъ (Матѳ. 18, 20). Онъ присутствуетъ здѣсь (въ храмѣ) въ евангеліи, въ которомъ Онъ, по ученію святыхъ отцовъ, сокровепъ есть, и въ святомъ изображеніи животворящаго креста Его, и въ святыхъ мощахъ полагаемыхъ въ основаніе престола, и во святомъ антиминсѣ, преимущественно же Онъ присутствуетъ въ таинствѣ пречистаго тѣла Своего и святѣйшей крови Своей.

Въ храмѣ Божіемъ, какъ на небѣ, присутствуютъ и всѣ силы небесныя, пресвятая Матерь Бояхія, святые ангелы и угодники Божій молятся вмѣстѣ съ нами, подкрѣпляютъ и возносятъ

наши молитвы на небо, низводя на насъ своимъ ходатайствомъ благодать Божію.! Какъ на небѣ святые, окружая престолъ Царя славы, прославляютъ Его: такъ здѣсь, на землѣ,—въ храмѣ они служатъ священно- служащимъ и молятся вмѣстѣ съ ними.

Такъ въ житіи св. Василія Великаго повѣствуется: однажды, когда св. Василій Великій совершалъ въ храмѣ молитву, благочестивые клирики видѣли небесный свѣтъ, который освѣщалъ и озарялъ алтарь и святителя, и святыхъ мужей въ бѣлыхъ ризахъ, которые окружали великаго архіерея. („Ч.-М.а,.

1 янв.).

Когда служилъ литургію преп. Сергій, ангелъ Господень сослужилъ ему,, какъ свидѣтельствовали ученики его— Исаакій Молчальникъ и Макарій, которые явно видѣли въ алтарѣ ангела Божія, служащаго съ нимъ. А достойный инокъ обители того же преп. Сергія, — Игнатій, послѣ блаженной кончины преподобнаго видѣлъ, что онъ, во время всенощнаго бдѣнія, стоялъ на своемъ игуменскомъ мѣстѣ и участвовалъ съ братіею въ церковномъ пѣніи. („Троицк. листокъ^, № 63),

б) Храмъ Божій есть училище вѣры и благочестія. Въ храмѣ Божіемъ, чрезъ постоянное слушаніе слова Божія, мы получаемъ познаніе о Богѣ, Творцѣ неба и земли, о Его безграничныхъ свойствахъ—вездѣсущій, вѣчности, всемогуществѣ , премудрости, благости, правосудіи*, въ немъ мы воспринимаемъ спасительныя истины о I. Христѣ, какъ Искупителѣ рода человѣческаго отъ грѣха, проклятія и смерти, и о Духѣ Святомъ, какъ Освятителѣ церкви съ ея благодатными таинствами. Здѣсь, при взглядѣ на иконы святыхъ угодниковъ Божіихъ, намъ представляются подвиги благочестія ихъ, проходитъ предъ нашими глазами вся многотрудная жизнь ихъ.

Въ житіи Симеона столпника разсказывается, что однажды въ воскресный день, когда стояла дурная погода и ему не приказано было выгонять стадо въ поле (въ дѣтствѣ его ничему не учили и онъ пасъ стадо отца своего), онъ, пользуясь свободнымъ временемъ, пошелъ вмѣстѣ съ родителями въ церковь и сталъ внимательно слушать божественную службу. Особенно глубоко запали въ дѣтскую

Мѣсяцъ октябрь. 411

душу слова евангелія: блаженни нищій духомъ, блаженни плачущійч блаженни кропгціи (Матѳ. 5, 3—51. Услышавъ это, тринадцатилѣтній Симеонъ, вмѣсто того, чтобы итти домой, убѣжалъ въ пустынное мѣсто, гдѣ могъ на единѣ подумать о томъ, что слышалъ въ церкви. Тутъ онъ бросился на землю и со слезами сталъ просить Бога, чтобы Онъ наставилъ и научилъ его. Свыше вразумленный къ спасенію, Симеонъ отрекся отъ міра, сталъ подвизаться на столпѣ, угождая Богу молитвою и всякаго рода лишеніями , за каковую подвижническую жизнь наслѣдовалъ райскія обители. (См. „Уроки и примѣры христіанской любви^ свящ. Гр. Дьяченко, 3-е изд., стр. 418—420).

в) Храмъ Божій служитъ мѣстомъ врачеванія нашихъ немощей тѣлесныхъ и душевныхъ. Въ храмѣ Божіемъ преподаются для насъ спасительныя святыя таинства; чрезъ нихъ мы получаемъ исцѣленіе отъ болѣзней душевныхъ и тѣлесныхъ и избавленіе отъ горестей, несчастій. скорбей и страданій. Несчастные получаютъ здѣсь утѣшеніе, въ бѣдности бываютъ довольны, въ слабости сильны, гордые смиряются, растерзанное скорбями сердце проситъ тутъ отрады и находитъ успокоеніе.

Что храмъ Божій служитъ намъ духовною врачебницею, въ томъ убѣждаютъ насъ многіе примѣры.

Приведемъ одинъ изъ нихъ: жилъ въ Константинополѣ одинъ юноша, который былъ въ такомъ разслабленіи, что не только не могъ ходить, но даже съ трудомъ ползалъ по землѣ. Однажды, видя, что народъ идетъ въ церковь со свѣчами на праздникъ угодника Божія Николая чудотворца, и онъ тоже, купивъ себѣ свѣчу, поползъ въ церковь. На дорогѣ является ему самъ угодникъ Божій и спрашиваетъ его: „кто онъ, куда и зачѣмъ ползетъ?44 Когда убогій далъ ему отвѣтъ, святитель Николай велѣлъ ему ползти въ церковь. Несчастный кое- какъ приползъ въ домъ Божій, поставилъ здѣсь свѣчу предъ образомъ святителя Николая и началъ молиться. Потомъ, всматриваясь въ икону, онъ замѣтилъ, что точно такого же вида, старецъ встрѣтился съ нимъ на пути. Тогда онъ со слезами сталъ просить себѣ помощи у святителя Николая, и

что же? Суставы его вдругъ сами собой мало-по-малу стали разгибаться: онъ уже могъ стать на ноги, и когда помазался масломъ отъ лампады горѣвшей предъ образомъ угодника Божія, то совершенно выздоровѣлъ. („Троицк. лист.а, № 23).