«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Придя въ возрастъ, по смерти родителей Параскева удалилась отъ міра; посѣтивъ Царьградъ и обойдя святыя мѣста его, гдѣ она выслушивала наставленія подвижниковъ, поселилась она по совѣту ихъ въ предмѣстій Ира- клійскомъ при уединенномъ храмѣ покрова Божіей Матери, гдѣ и провела пять лѣтъ въ строгомъ постѣ и постоянной молитвѣ. Послѣ того отправилась она въ Палестину и, поклонившись святымъ мѣстамъ, рѣшилась жить въ іорданской пустынѣ. Одному Богу извѣстны борьба и труды, которые должна была перенести пустынница, но въ Немъ обрѣла она силу не отступать отъ своего пустыннаго подвига даже до старости. Тогда же возвѣщено ей было въ видѣніи, „чтобы она возвратилась въ свое отечество, гдѣ ей надлежитъ оставить на землѣ свое тѣло и перейти душею къ Богу00...

410 Мѣ с я ц ъ октябрь.

Возвратившись въ родную сторону, Параекева поселилась тамъ при храмѣ святыхъ апостоловъ и, два года спусти, однажды среди уединенной молитвы предала свою душу Богу.

Мощи ея, открытыя по особому видѣнію, ознаменовали себя нетлѣніемъ и многими чудесами. Почиваютъ въ Яссахъ, въ соборномъ храмѣ.

II. Слушая жизнь преп. Параскевы, вы видѣли, братія, что началомъ ея благочестивой жизни было посѣщеніе храма Вожія и слышанныя тамъ слова евангелія о послѣдованіи Хрисгу. И весьма многіе люди и даже закоренѣлые грѣшники исправляли свою жизнь, побывавъ нѣсколько разъ и даже однажды въ христіанскомъ храмѣ за богослуженіемъ.

То слово Вожіе, то церковное поученіе пастыря, то богослуженіе, то видъ усердно молящихся вѣрующихъ, то священная обстановка храма нерѣдко такъ дѣйствовали на ихъ душу, что они выходили изъ храма совсѣмъ другими людьми, нежели пришли въ него. Такъ благотворно и такъ важно для развитія и укрѣпленія въ йасъ религіозно - нравственной жизни посѣщеніе храмовъ Божіихъ.

И какъ не развиться ей, когда храмъ есть домъ Божій, училище вѣры и благочестія и мѣсто врачеванія нашихъ немощей тѣлесныхъ и душевныхъ?

а) Храмъ Божій есть домъ Божій, жилище Божіе, видимое небо. Въ храмѣ Вояжемъ таинственно и непостижимо пребываетъ Самъ Владыка неба и земли, Господь нашъ I. Христосъ, какъ Онъ непреложно обѣщалъ Своимъ послѣдователямъ: идѣже бо естсь два или трге собрани во имя Мое, ту есмь по- средѣ ихъ (Матѳ. 18, 20). Онъ присутствуетъ здѣсь (въ храмѣ) въ евангеліи, въ которомъ Онъ, по ученію святыхъ отцовъ, сокровепъ есть, и въ святомъ изображеніи животворящаго креста Его, и въ святыхъ мощахъ полагаемыхъ въ основаніе престола, и во святомъ антиминсѣ, преимущественно же Онъ присутствуетъ въ таинствѣ пречистаго тѣла Своего и святѣйшей крови Своей.

Въ храмѣ Божіемъ, какъ на небѣ, присутствуютъ и всѣ силы небесныя, пресвятая Матерь Бояхія, святые ангелы и угодники Божій молятся вмѣстѣ съ нами, подкрѣпляютъ и возносятъ

наши молитвы на небо, низводя на насъ своимъ ходатайствомъ благодать Божію.! Какъ на небѣ святые, окружая престолъ Царя славы, прославляютъ Его: такъ здѣсь, на землѣ,—въ храмѣ они служатъ священно- служащимъ и молятся вмѣстѣ съ ними.

Такъ въ житіи св. Василія Великаго повѣствуется: однажды, когда св. Василій Великій совершалъ въ храмѣ молитву, благочестивые клирики видѣли небесный свѣтъ, который освѣщалъ и озарялъ алтарь и святителя, и святыхъ мужей въ бѣлыхъ ризахъ, которые окружали великаго архіерея. („Ч.-М.а,.

1 янв.).

Когда служилъ литургію преп. Сергій, ангелъ Господень сослужилъ ему,, какъ свидѣтельствовали ученики его— Исаакій Молчальникъ и Макарій, которые явно видѣли въ алтарѣ ангела Божія, служащаго съ нимъ. А достойный инокъ обители того же преп. Сергія, — Игнатій, послѣ блаженной кончины преподобнаго видѣлъ, что онъ, во время всенощнаго бдѣнія, стоялъ на своемъ игуменскомъ мѣстѣ и участвовалъ съ братіею въ церковномъ пѣніи. („Троицк. листокъ^, № 63),

б) Храмъ Божій есть училище вѣры и благочестія. Въ храмѣ Божіемъ, чрезъ постоянное слушаніе слова Божія, мы получаемъ познаніе о Богѣ, Творцѣ неба и земли, о Его безграничныхъ свойствахъ—вездѣсущій, вѣчности, всемогуществѣ , премудрости, благости, правосудіи*, въ немъ мы воспринимаемъ спасительныя истины о I. Христѣ, какъ Искупителѣ рода человѣческаго отъ грѣха, проклятія и смерти, и о Духѣ Святомъ, какъ Освятителѣ церкви съ ея благодатными таинствами. Здѣсь, при взглядѣ на иконы святыхъ угодниковъ Божіихъ, намъ представляются подвиги благочестія ихъ, проходитъ предъ нашими глазами вся многотрудная жизнь ихъ.