«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Въ житіи Симеона столпника разсказывается, что однажды въ воскресный день, когда стояла дурная погода и ему не приказано было выгонять стадо въ поле (въ дѣтствѣ его ничему не учили и онъ пасъ стадо отца своего), онъ, пользуясь свободнымъ временемъ, пошелъ вмѣстѣ съ родителями въ церковь и сталъ внимательно слушать божественную службу. Особенно глубоко запали въ дѣтскую

Мѣсяцъ октябрь. 411

душу слова евангелія: блаженни нищій духомъ, блаженни плачущійч блаженни кропгціи (Матѳ. 5, 3—51. Услышавъ это, тринадцатилѣтній Симеонъ, вмѣсто того, чтобы итти домой, убѣжалъ въ пустынное мѣсто, гдѣ могъ на единѣ подумать о томъ, что слышалъ въ церкви. Тутъ онъ бросился на землю и со слезами сталъ просить Бога, чтобы Онъ наставилъ и научилъ его. Свыше вразумленный къ спасенію, Симеонъ отрекся отъ міра, сталъ подвизаться на столпѣ, угождая Богу молитвою и всякаго рода лишеніями , за каковую подвижническую жизнь наслѣдовалъ райскія обители. (См. „Уроки и примѣры христіанской любви^ свящ. Гр. Дьяченко, 3-е изд., стр. 418—420).

в) Храмъ Божій служитъ мѣстомъ врачеванія нашихъ немощей тѣлесныхъ и душевныхъ. Въ храмѣ Божіемъ преподаются для насъ спасительныя святыя таинства; чрезъ нихъ мы получаемъ исцѣленіе отъ болѣзней душевныхъ и тѣлесныхъ и избавленіе отъ горестей, несчастій. скорбей и страданій. Несчастные получаютъ здѣсь утѣшеніе, въ бѣдности бываютъ довольны, въ слабости сильны, гордые смиряются, растерзанное скорбями сердце проситъ тутъ отрады и находитъ успокоеніе.

Что храмъ Божій служитъ намъ духовною врачебницею, въ томъ убѣждаютъ насъ многіе примѣры.

Приведемъ одинъ изъ нихъ: жилъ въ Константинополѣ одинъ юноша, который былъ въ такомъ разслабленіи, что не только не могъ ходить, но даже съ трудомъ ползалъ по землѣ. Однажды, видя, что народъ идетъ въ церковь со свѣчами на праздникъ угодника Божія Николая чудотворца, и онъ тоже, купивъ себѣ свѣчу, поползъ въ церковь. На дорогѣ является ему самъ угодникъ Божій и спрашиваетъ его: „кто онъ, куда и зачѣмъ ползетъ?44 Когда убогій далъ ему отвѣтъ, святитель Николай велѣлъ ему ползти въ церковь. Несчастный кое- какъ приползъ въ домъ Божій, поставилъ здѣсь свѣчу предъ образомъ святителя Николая и началъ молиться. Потомъ, всматриваясь въ икону, онъ замѣтилъ, что точно такого же вида, старецъ встрѣтился съ нимъ на пути. Тогда онъ со слезами сталъ просить себѣ помощи у святителя Николая, и

что же? Суставы его вдругъ сами собой мало-по-малу стали разгибаться: онъ уже могъ стать на ноги, и когда помазался масломъ отъ лампады горѣвшей предъ образомъ угодника Божія, то совершенно выздоровѣлъ. („Троицк. лист.а, № 23).

III. Да поможетъ же намъ Господь по примѣру святыхъ ревностно посѣщать храмъ Божій и здѣсь находить для себя исцѣленія недуговъ душевныхъ и тѣлесныхъ! (Свящ. Гр. Дьяченко).

Поуч. 2-ое. Святые мученики: Назарій, Гервасій, Про- тасій и Кельсій.

(Качества первыхъ христіанъ).

I. Воспоминаемъ^ нынѣ святою цер- ковью мученики Назарій, Гервасій, Протасій и Кельсій пострадали въ царствованіе Нерона (въ I вѣкѣ). Назарій родился въ Римѣ и получилъ благочестивое христіанское воспитаніе подъ руководствомъ своей матери, затѣмъ принялъ крещеніе отъ епископа Лина. По достиженіи совершеннолѣтія Назарій получилъ отъ родителей слѣдовавшую ему часть имѣнія и удалился въ Миланъ. Здѣсь онъ сталъ заниматься благотворительною дѣятельностью, раздавалъ милостыню нищимъ и оказывалъ разныя услуги христіанамъ, заключеннымъ въ темницѣ. Въ то время императоръ Неронъ воздвигъ гоненіе на христіанъ; въ числѣ подвергшихся преслѣдованію были святые братья Гервасій и Протасій. Родители Герва- сія и Протасія были христіане и пострадали за вѣру; сыновья ихъ десять лѣтъ подвизались въ постѣ и молитвахъ, безбоязненно исповѣдали вѣру, подверглись преслѣдованію римскаго правительства и были заключены въ тюрьму въ Миланѣ. Назарій, часто навѣщавшій ихъ въ заключеніи, полюбилъ ихъ и утѣшалъ бесѣдою. Градоначальнику донесли о томъ, что Назарій посѣщаетъ узниковъ христіанъ, доступъ къ которымъ воспрещался. Назарій былъ отданъ подъ стражу и приведенъ на судъ градоначальника. За рѣшительный отказъ признать языческихъ боговъ и почтить ихъ жертвами и поклоненіемъ Назарій подвергся жестокимъ истязаніямъ и былъ изгнанъ изъ города. Изгнанникъ уда-

412 Мѣ с я ц ъ октябрь.

лился въ Галлію • нынѣшняя Франція) и здѣсь проповѣдывалъ вѣру Христову, въ городѣ Кимелѣ крестилъ сына одной христіанки, по имени Кель- сія, и наблюдалъ за его воспитаніемъ. Когда Кельсій достигъ совершенныхъ лѣтъ, онъ сдѣлался спутникомъ Наза- рія въ дѣлѣ проповѣди. Градоначальникъ Кимелы, ревностный язычникъ, заключилъ Кельсія и Назарія въ тюрьму и только по просьбѣ своей жены освободилъ ихъ. Изъ Кимелы Назарій и Кельсій отправились для проповѣди въ городъ Триръ и здѣсь обратили многихъ къ христіанству. Языческія власти, недовольныя успѣхомъ христіанской проповѣди, отослали святыхъ проповѣдниковъ въ Римъ на судъ императора. Кельсій и Назарій были отданы на съѣденіе дикимъ звѣрямъ, но тѣ до нихъ не дотронулись. Святыхъ ввергли въ море, но они не потонули и ходили по водамъ морскимъ какъ по сухому пути. Это чудо поразило язычниковъ, Христовой вѣрѣ пріобрѣло еще новыхъ послѣдователей, а святыхъ исповѣдниковъ избавило отъ дальнѣйшихъ мученій. Кельсій и Назарій были отпущены и снова удалились въ Миланъ. Но въ Миланѣ языческія власти снова подвергли ихъ истязаніямъ и заключили въ ту же темницу, гдѣ были заключены Гервасій и Протасій. Градоначальникъ письменно спрашивалъ Нерона, какъ ему поступить съ заключенными христіанами. Императоръ, узнавъ, что они еще живы, очень разгнѣвался и приказалъ немедленно казнить ихъ. Мощи всѣхъ четырехъ святыхъ мучениковъ хранились подъ спудомъ, пока епископъ Амвросій (IY в.) не перенесъ ихъ въ церковь святыхъ апостоловъ. Когда мощи ихъ были вынуты изъ земли, многіе больные получили исцѣленіе; такъ слѣпецъ Се- виръ, прикоснувшійся къ одеждамъ святыхъ мучениковъ, немедленно исцѣлился отъ своего недуга.

II. Жизнь и подвиги святыхъ нынѣ прославляемыхъ мучениковъ напоминаютъ намъ о жизни и подвигахъ всѣхъ вообще первенствующихъ христіанъ. Выяснимъ нѣсколько качества сердца ихъ: они весьма поучительны.