«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

ются. Тогда человѣкъ нечестный лишается всякаго уваженія и довѣрія отъ ближнихъ. Всѣ имъ гнушаются и никто не станетъ съ нимъ вести дѣло. Нечестный человѣкъ, если не подпадаетъ суду, остается среди людей одинокимъ, безпомощнымъ. Злѣ пріобрѣтенное имъ, злѣ и погибаетъ. Неправедное стяжаніе, внесенное въ домъ, становится огнемъ, поядающимъ и то, что въ немъ и прежде было пріобрѣтено. Но судъ человѣческій еще не такъ страшенъ, какъ страшенъ судъ Божій, карающій всякое попраніе правды и честности. Нечестный человѣкъ, обижая своимъ хищеніемъ и лукавствомъ ближнихъ, оскорбляетъ чрезъ то Самого Бога. „Какъ добро, творимое христіанамъ, Себѣ вмѣняетъ Господь, по реченному: понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе (Мѳ. 25, 46), такъ и обиду творимую христіанамъ^ Себѣ вмѣняетъ Господь. Посему кто человѣку обиду творитъ, тотъ и Господу творитъ, кто человѣку досаждаетъ, тотъ и Господу досаждаетъ^*, говоритъ св. Тихонъ задонскій. Никто и ничто отъ всевидящаго ока Господня не утаится. Богъ вездѣ присутствуетъ и все видитъ, и въ книгѣ Своей записываетъ, а въ послѣдній день во всемъ томъ предъ всѣмъ міромъ обличитъ человѣка, какъ Самъ сказалъ: „обличу тя и представлю предъ лицемъ твоимъ грѣхи твоя“. (Пс. 49, 21). Нечестный человѣкъ, обманывающій и обижающій ближняго, прямо показываетъ, что онъ

Поуч. 1-оѳ. Св. препод. муч. Андрей критскій.

(О заповѣдяхъ блаженства).

I. Нынѣ прославляемый св. препод. муч. Андрей критскій жилъ въ 8 вѣкѣ во время иконоборческаго императора Константина Копронима, преслѣдовавшаго св. иконы*, онъ жилъ на островѣ Критѣ какъ . пустынникъ, котораго очень уважали за святую жизнь. До него дошелъ слухъ о поруганіи святыхъ иконъ и о страданіяхъ вѣрныхъ служителей Іисуса Христа, и онъ рѣшился отправиться въ Царьградъ, чтобы, если возможно, отклонить царя отъ его нечестивыхъ дѣйствій. Все, что онъ • Кругъ Поуч. т. п.

не имѣетъ въ сердцѣ своемъ страха Божія, не боится суда Господня и ада, — а кто не имѣетъ страха Божія, тотъ человѣкъ погибшій, у того нѣтъ спасительной узды, могущей сдерживать неистовые порывы страстей.

г) Къ честности побуждаетъ и слово Божіе. Всѣ общества, живущія въ мирѣ, тишинѣ, спокойствіи, довольствѣ и радости, живущія какъ великое семейство Божіе, таковы только потому, что въ нихъ большинство членовъ суть люди честные. Во благихъ праведныхъ исправится градъ (Притч. 11, 10). Источникъ жизни въ руцѣ праведнаго (Притч. 10, 11). Съ праведными пребываетъ веселіе (Притч. 10, 28). Благословеніе Господне на главѣ праведнаго (Притч. 10, 22). Правда возвышаетъ языкъ (Притч. 14, 34). Жучше единъ праведникъ, нежели тысяща грѣшникъ (Сирах. 16, 3). Вотъ что говоритъ Духъ Божій!

III. Итакъ, братія, къ честности побуждаетъ насъ не только слово Божіе, но и самая наша природа и собственная наша польза. Быть честнымъ весьма благородно и похвально. Честность пріобрѣтаетъ намъ у Бога любовь Божію, у людей — уваженіе и довѣренность. Будемъ усердно молиться Господу Богу, чтобъ Онъ благоволилъ поддержать честность въ силѣ тамъ, гдѣ она есть, умножить тамъ, гдѣ ея мало, и насадить тамъ, гдѣ ея нѣтъ. (Составл. свящ. Гр. Д—ко по проп. Григорія, архіеп. казанскаго и друг. источн.).

гый день.

видѣлъ по пути, еще болѣе воспламеняло ревность его: самые уважаемые епископы терпѣли заточеніе, темницы были полны узниковъ, вездѣ истязанія, ежедневныя казни. Сердце Андрея возгорѣлось негодованіемъ; прибывъ въ Константинополь, онъ тотчасъ же пошелъ въ церковь святаго Маманта, гдѣ тогда былъ царь. Протѣснившись сквозь толпу, онъ предсталъ предъ самого царя и началъ смѣло укорять его за его преступныя дѣйствія. „За что называешься христіаниномъ, говорилъ онъ, и служителемъ Христовымъ, если ругаешься надъ изображеніями I. Христа и угнетаешь Его рабовъ?00 Воины схватили пустынника и стали его бить,

27

418 Мѣ с я ц ъ октябрь.

но даръ остановилъ ихъ и велѣлъ привести Андрея къ себѣ во дворецъ.

— „Какъ ты рѣшился такъ дерзко злословить меняѴ спросилъ царь,—отъ безумія ли, или отъ желанія сдѣлаться извѣстнымъ мнѣ?11

— „Ни отъ того, ни отъ другого, отвѣчалъ Андрей, но отъ ревности къ Богу. Я слышалъ о злой ереси, попирающей святыя иконы, слышалъ,что ты преслѣдуешь вѣрныхъ служителей Христовыхъ, и пришелъ издалека, чтобы убѣдить тебя или умереть за Христа11.