«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

гый день.

видѣлъ по пути, еще болѣе воспламеняло ревность его: самые уважаемые епископы терпѣли заточеніе, темницы были полны узниковъ, вездѣ истязанія, ежедневныя казни. Сердце Андрея возгорѣлось негодованіемъ; прибывъ въ Константинополь, онъ тотчасъ же пошелъ въ церковь святаго Маманта, гдѣ тогда былъ царь. Протѣснившись сквозь толпу, онъ предсталъ предъ самого царя и началъ смѣло укорять его за его преступныя дѣйствія. „За что называешься христіаниномъ, говорилъ онъ, и служителемъ Христовымъ, если ругаешься надъ изображеніями I. Христа и угнетаешь Его рабовъ?00 Воины схватили пустынника и стали его бить,

27

418 Мѣ с я ц ъ октябрь.

но даръ остановилъ ихъ и велѣлъ привести Андрея къ себѣ во дворецъ.

— „Какъ ты рѣшился такъ дерзко злословить меняѴ спросилъ царь,—отъ безумія ли, или отъ желанія сдѣлаться извѣстнымъ мнѣ?11

— „Ни отъ того, ни отъ другого, отвѣчалъ Андрей, но отъ ревности къ Богу. Я слышалъ о злой ереси, попирающей святыя иконы, слышалъ,что ты преслѣдуешь вѣрныхъ служителей Христовыхъ, и пришелъ издалека, чтобы убѣдить тебя или умереть за Христа11.

Царь сталъ называть идолопоклонствомъ честь воздаваемую иконамъ. Андрей безбоязненно возражалъ ему, доказывая, что честь, воздаваемая иконѣ, относится къ тому, кто на ней изображенъ. „Почему же казните смертію того, кто не оказываетъ должнаго уваженія статуямъ и изображеніямъ царскимъ?—говорилъ онъ. Вы хотите быть почтены въ изображеніяхъ вашихъ, а запрещаете почитать I. Христа въ изображеніяхъ Его!11

Царь разгнѣвался и велѣлъ жестоко бить Андрея. Онъ грозилъ ему самыми жестокими истязаніями и самою смертію, если не согласится отстать отъ почитанія святыхъ иконъ; но Андрей воскликнулъ: „не дай того Богъ, чтобы я отвергся Христа въ изображеніяхъ Его. Перестань лучше ты, царь, вооружаться противъ церкви и преслѣдовать вѣрныхъ служителей Христовыхъ”.

Жестоко замучили пустынника. Вывели его на площадь и метали въ него каменьями, потомъ, едва живого, заключили его въ темницу. Тамъ вокругъ него собрались православные, уважавшіе мужественнаго страдальца за истину. Онъ наставлялъ и утверждалъ ихъ въ благочестіи. Это дошло до царя, который повелѣлъ снова мучить его-, повели св. Андрея чрезъ городъ къ мѣсту казни, метали въ него каменьями, и наконецъ одинъ изъ еретиковъ бросился на него съ топоромъ и умертвилъ его. Подвижникъ съ молитвою предалъ душу Богу.

Иконоборство было осуждено седьмымъ вселенскимъ соборомъ, бывшимъ въ городѣ Никеѣ въ 787-мъ году. Въ первое воскресенье послѣ 2-го октября церковь чествуетъ святыхъ Отцевъ, бывшихъ на этомъ соборѣ.

II. Братіе христіане! мы не погрѣшимъ, если скажемъ, что препод. муч.

Андрей изъ ревности къ славѣ Божіей и спасенію души ближнихъ пожертвовавшій своею жизнію, достигъ вѣчнаго блаженства въ вышнихъ обителяхъ небеснаго царства. Какъ же намъ достигнуть хотя бы послѣдняго мѣста въ царствіи небесномъ? Терпѣніемъ въ мученіяхъ? Но ихъ, слава Богу, теперь нѣтъ мы можемъ получить спасеніе усерднымъ исполненіемъ заповѣдей, ведущихъ къдостиженію блаженства, которыхъ девять. Остановимъ на нихъ свое вниманіе.

а) Блажени нищіи духомъ, яко тѣхъ есть царствіе небесное. Ботъ первая заповѣдь блаженства. Нищіе или бѣдные духомъ—это смиренные люди, чувствующіе свое недостоинство предъ Богомъ и безсиліе въ дѣлѣ спасенія. „Такъ какъ Адамъ палъ отъ гордости, возмечтавъ быть Богомъ, то I. Христосъ возставляетъ насъ посредствомъ сми- реніяа, полагая его какъ-бы основаніемъ (Блаж. Ѳеофилактъ, благовѣсти,