«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Царь сталъ называть идолопоклонствомъ честь воздаваемую иконамъ. Андрей безбоязненно возражалъ ему, доказывая, что честь, воздаваемая иконѣ, относится къ тому, кто на ней изображенъ. „Почему же казните смертію того, кто не оказываетъ должнаго уваженія статуямъ и изображеніямъ царскимъ?—говорилъ онъ. Вы хотите быть почтены въ изображеніяхъ вашихъ, а запрещаете почитать I. Христа въ изображеніяхъ Его!11

Царь разгнѣвался и велѣлъ жестоко бить Андрея. Онъ грозилъ ему самыми жестокими истязаніями и самою смертію, если не согласится отстать отъ почитанія святыхъ иконъ; но Андрей воскликнулъ: „не дай того Богъ, чтобы я отвергся Христа въ изображеніяхъ Его. Перестань лучше ты, царь, вооружаться противъ церкви и преслѣдовать вѣрныхъ служителей Христовыхъ”.

Жестоко замучили пустынника. Вывели его на площадь и метали въ него каменьями, потомъ, едва живого, заключили его въ темницу. Тамъ вокругъ него собрались православные, уважавшіе мужественнаго страдальца за истину. Онъ наставлялъ и утверждалъ ихъ въ благочестіи. Это дошло до царя, который повелѣлъ снова мучить его-, повели св. Андрея чрезъ городъ къ мѣсту казни, метали въ него каменьями, и наконецъ одинъ изъ еретиковъ бросился на него съ топоромъ и умертвилъ его. Подвижникъ съ молитвою предалъ душу Богу.

Иконоборство было осуждено седьмымъ вселенскимъ соборомъ, бывшимъ въ городѣ Никеѣ въ 787-мъ году. Въ первое воскресенье послѣ 2-го октября церковь чествуетъ святыхъ Отцевъ, бывшихъ на этомъ соборѣ.

II. Братіе христіане! мы не погрѣшимъ, если скажемъ, что препод. муч.

Андрей изъ ревности къ славѣ Божіей и спасенію души ближнихъ пожертвовавшій своею жизнію, достигъ вѣчнаго блаженства въ вышнихъ обителяхъ небеснаго царства. Какъ же намъ достигнуть хотя бы послѣдняго мѣста въ царствіи небесномъ? Терпѣніемъ въ мученіяхъ? Но ихъ, слава Богу, теперь нѣтъ мы можемъ получить спасеніе усерднымъ исполненіемъ заповѣдей, ведущихъ къдостиженію блаженства, которыхъ девять. Остановимъ на нихъ свое вниманіе.

а) Блажени нищіи духомъ, яко тѣхъ есть царствіе небесное. Ботъ первая заповѣдь блаженства. Нищіе или бѣдные духомъ—это смиренные люди, чувствующіе свое недостоинство предъ Богомъ и безсиліе въ дѣлѣ спасенія. „Такъ какъ Адамъ палъ отъ гордости, возмечтавъ быть Богомъ, то I. Христосъ возставляетъ насъ посредствомъ сми- реніяа, полагая его какъ-бы основаніемъ (Блаж. Ѳеофилактъ, благовѣсти,

ч. 1. стр. 92). Нищетѣ духовной принадлежитъ царство, возвѣщаемое Христомъ, со всѣми благами его и неоску- дѣваемымъ богатствомъ благодати. Какое это было радостное благовѣстіе нищимъ (Ис. 61, 1) и какъ оно противоположно мечтательнымъ представленіямъ іудеевъ о земномъ могуществѣ царства Христова.

б) Вторая заповѣдь блаженства читается такъ: блажени плачущій, яко тіи утѣшатся, плачущіе, т. е. о грѣхахъ, а не о чемъ-либо житейскомъ, при томъ не о своихъ только грѣхахъ, но и о грѣхахъ ближнихъ. Но чтобы эта глубокая печаль плачущихъ не простиралась до отчаянія, имъ обѣщано утѣшеніе благодатное, состоящее въ прощеніи грѣховъ и мирѣ совѣсти. Это и есть то утѣшеніе, которое подаетъ облагодатствованнымъ душамъ Утѣшитель Духъ Святый (Іоан. 14, 16. 26); оно служитъ удѣломъ ихъ не только въ настоящей жизни, но и въ будущей: здѣсь они утѣшаются надеждою получить прощеніе грѣховъ, а тамъ будутъ непрестанно радоваться, получивъ жизнь вѣчную. (Вл. Ѳеофилактъ, благовѣст. ч. 1. стр. 92).

в) Блажени кротцыи, яко тіи наслѣдятъ землю. Такова, бр., третья заповѣдь блаженства. Терпѣливое перенесеніе скорбей, неизбѣжныхъ въ жизни, тихое и незлобивое обхожденіе со всѣ-

Мѣсяцъ октябрь. 419

ми, чуждое гнѣвливости,—вообще такое расположеніе духа, чтобы не раздражать никого и не раздражаться ничѣмъ, вотъ тѣ свойства, которыя пріобрѣтаютъ послѣдователямъ евангелія не только благословеніе Божіе въ жизни временной, миръ и благоденствіе (Псал. 36, 11), но и приводятъ ихъкъ наслѣдію земли живыхъ (Псал. 26, 3), „земля рая00 (выраженіе св. Ефрема сирина. Твор. его. М. 1858 г., ч. 1, стр. 16), т. е. вѣчнаго блаженства

г) Блажени алчущій и жаждущій правды, то тіи насытятся, гласитъ четвертая заповѣдь блаженства. Съ томительнымъ чувствомъ голода и жажды, требующимъ удовлетворенія, здѣсь сравнивается сильное желаніе духовнаго блага, •а именно—всякой добродѣтели, которая должна быть вожделѣнна христіанину, какъ пища и питіе, особенно же той правды Божіей (Римл. 3, 22), которая состоитъ въ опрі вданіи человѣка предъ Богомъ—посредствомъ благодати и вѣры въ I. Христа. И какъ насыщеніе тѣлесное, прекращая чувство голодай жажды, возстановляетъ и укрѣпляетъ силы, такъ насыщеніе духовное вноситъ миръ и покой въ душу помилованнаго грѣшника и дѣлаетъ его способнымъ къ добру. Впрочемъ, совершенное насыщеніе людей праведныхъ послѣдуетъ въ жизни будущей, когда они, просвѣщенные свѣтомъ солнца правды (Матѳ. 13. 43. Мал. 4, 2), омытые и убѣленные кровію Агнца (Апок. 7, 14), наслѣдуютъ царство небесное.