«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

ч. 1. стр. 92). Нищетѣ духовной принадлежитъ царство, возвѣщаемое Христомъ, со всѣми благами его и неоску- дѣваемымъ богатствомъ благодати. Какое это было радостное благовѣстіе нищимъ (Ис. 61, 1) и какъ оно противоположно мечтательнымъ представленіямъ іудеевъ о земномъ могуществѣ царства Христова.

б) Вторая заповѣдь блаженства читается такъ: блажени плачущій, яко тіи утѣшатся, плачущіе, т. е. о грѣхахъ, а не о чемъ-либо житейскомъ, при томъ не о своихъ только грѣхахъ, но и о грѣхахъ ближнихъ. Но чтобы эта глубокая печаль плачущихъ не простиралась до отчаянія, имъ обѣщано утѣшеніе благодатное, состоящее въ прощеніи грѣховъ и мирѣ совѣсти. Это и есть то утѣшеніе, которое подаетъ облагодатствованнымъ душамъ Утѣшитель Духъ Святый (Іоан. 14, 16. 26); оно служитъ удѣломъ ихъ не только въ настоящей жизни, но и въ будущей: здѣсь они утѣшаются надеждою получить прощеніе грѣховъ, а тамъ будутъ непрестанно радоваться, получивъ жизнь вѣчную. (Вл. Ѳеофилактъ, благовѣст. ч. 1. стр. 92).

в) Блажени кротцыи, яко тіи наслѣдятъ землю. Такова, бр., третья заповѣдь блаженства. Терпѣливое перенесеніе скорбей, неизбѣжныхъ въ жизни, тихое и незлобивое обхожденіе со всѣ-

Мѣсяцъ октябрь. 419

ми, чуждое гнѣвливости,—вообще такое расположеніе духа, чтобы не раздражать никого и не раздражаться ничѣмъ, вотъ тѣ свойства, которыя пріобрѣтаютъ послѣдователямъ евангелія не только благословеніе Божіе въ жизни временной, миръ и благоденствіе (Псал. 36, 11), но и приводятъ ихъкъ наслѣдію земли живыхъ (Псал. 26, 3), „земля рая00 (выраженіе св. Ефрема сирина. Твор. его. М. 1858 г., ч. 1, стр. 16), т. е. вѣчнаго блаженства

г) Блажени алчущій и жаждущій правды, то тіи насытятся, гласитъ четвертая заповѣдь блаженства. Съ томительнымъ чувствомъ голода и жажды, требующимъ удовлетворенія, здѣсь сравнивается сильное желаніе духовнаго блага, •а именно—всякой добродѣтели, которая должна быть вожделѣнна христіанину, какъ пища и питіе, особенно же той правды Божіей (Римл. 3, 22), которая состоитъ въ опрі вданіи человѣка предъ Богомъ—посредствомъ благодати и вѣры въ I. Христа. И какъ насыщеніе тѣлесное, прекращая чувство голодай жажды, возстановляетъ и укрѣпляетъ силы, такъ насыщеніе духовное вноситъ миръ и покой въ душу помилованнаго грѣшника и дѣлаетъ его способнымъ къ добру. Впрочемъ, совершенное насыщеніе людей праведныхъ послѣдуетъ въ жизни будущей, когда они, просвѣщенные свѣтомъ солнца правды (Матѳ. 13. 43. Мал. 4, 2), омытые и убѣленные кровію Агнца (Апок. 7, 14), наслѣдуютъ царство небесное.

д) Блажени милостива, яко тіи помило- вани будутъ. Такова, братіе мой, пятая великая заповѣдь, исполненіе которой можетъ дать намъ вѣчное блаженство. По замѣчанію св. Іоанна Златоустаго, .„различные бываютъ виды милосердія, и заповѣдь эта обширна00 (Бесѣд. на еванг. Матѳ. ч. I. стр. 275): она обнимаетъ не однѣ тѣлесныя нужды удрученныхъ бѣдствіями, но и духовныя. Добрый совѣтъ ближнему, утѣшеніе несчастнаго, молитва за него, прощеніе обидъ, — все это дѣла милосердія духовнаго*, они столь же цѣнны въ очахъ Божіихъ, какъ и вещественная помощь нуждающемуся отъ своихъ стяжаніе Милостивые „получаютъ милость и здѣсь- отъ людей00 (Блаж. Ѳеофилактъ, благовѣсти, ч. I, стр. 94), и тамъ, въ день праведнаго воздаянія

на страшномъ судѣ, Господь помилуетъ ихъ и приметъ въ Свое вѣчное царство (Матѳ. 25, 34—40).

е) Шестая заповѣдь блаженства говоритъ: блажени чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ. Чистота сердца, о которой говоритъ Господь, не состоитъ только въ простосердечіи, правдивости и искренности, но также въ устраненіи отъ всякаго незаконнаго желанія, отъ всякаго чрезмѣрнаго пристрастія къ земнымъ предметамъ, и въ непрестанномъ памятованіи о Богѣ. Чистые, по толкованію св. I. Златоуста^ люди тѣ, которые „пріобрѣли всецѣлую добродѣтель и не сознаютъ за собою никакого лукавства: видѣніе же здѣсь разумѣется такое, такое только возможно для человѣка44. (Св. Іоан. Злат. Бесѣд. на еванг. Матѳ., ч. I, стр. 276).

Достигнувъ „очищенія и освященія сердца причастіемъ совершеннаго и Божія Духа" (св. Ефремъ сир. Твор. его. М. 1859 г., ч. 3, стр. 514), они узрятъ Бога—и „въ собственной лѣпотѣ своей00 (св. Аѳанасій александр. Творен. св. Отцевъ. М. 1854 г., т. 22, стр. 478), какъ свободные отъ всякаго страстнаго влеченія, и въ божественномъ откровеніи, потому что, по выраженію блаж. Ѳеофилакта, „какъ зеркало тогда отражаетъ образы, когда чисто, такъ можетъ созерцать Бога и разумѣть писаніе только чистая душа00 (Благовѣсти, ч. I., стр. 94). Но, подобно другимъ блаженствамъ, начинающимся на землѣ и завершающимся на небѣ, лицезрѣніе Бога, усвояемое чистымъ, за предѣлами земного міра будетъ еще полнѣе и яснѣе, въ непосредственномъ созерцаніи лицемъ къ лицу (1 Кор. 13, 12. Фил. 1, 23).

ж) Блажени миротворцы, яко тіи сынове Божій нарекутся, учитъ седьмая заповѣдь блаженства. Послѣдователи Христовы, пребывающіе, по выраженію св. Исидора Пелусіота, „въмирѣ съ самими собою и не воздвигающіе мятежа, но прекращающіе внутреннюю брань тѣмъ, что тѣло покоряютъ духу00 (Твор. св. отц. М. 1860 г., т. 36, стр. 86), водворяютъ миръ и въ другихъ, живущихъ въ раздорѣ и съ самими собою, и другъ съ другомъ. Поступая со всѣми дружелюбно, и не подавая причины къ несогласію, они примиряютъ враждующихъ, угашаютъ распри и ра-

420 Мѣсяцъ октябрь.

здоры. И хотя всѣ вѣрующіе, по благодати искупленія, называются чадами Божіими (Іоан. 1, 12. Римл. 8,16. Гал.