«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

д) Блажени милостива, яко тіи помило- вани будутъ. Такова, братіе мой, пятая великая заповѣдь, исполненіе которой можетъ дать намъ вѣчное блаженство. По замѣчанію св. Іоанна Златоустаго, .„различные бываютъ виды милосердія, и заповѣдь эта обширна00 (Бесѣд. на еванг. Матѳ. ч. I. стр. 275): она обнимаетъ не однѣ тѣлесныя нужды удрученныхъ бѣдствіями, но и духовныя. Добрый совѣтъ ближнему, утѣшеніе несчастнаго, молитва за него, прощеніе обидъ, — все это дѣла милосердія духовнаго*, они столь же цѣнны въ очахъ Божіихъ, какъ и вещественная помощь нуждающемуся отъ своихъ стяжаніе Милостивые „получаютъ милость и здѣсь- отъ людей00 (Блаж. Ѳеофилактъ, благовѣсти, ч. I, стр. 94), и тамъ, въ день праведнаго воздаянія

на страшномъ судѣ, Господь помилуетъ ихъ и приметъ въ Свое вѣчное царство (Матѳ. 25, 34—40).

е) Шестая заповѣдь блаженства говоритъ: блажени чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ. Чистота сердца, о которой говоритъ Господь, не состоитъ только въ простосердечіи, правдивости и искренности, но также въ устраненіи отъ всякаго незаконнаго желанія, отъ всякаго чрезмѣрнаго пристрастія къ земнымъ предметамъ, и въ непрестанномъ памятованіи о Богѣ. Чистые, по толкованію св. I. Златоуста^ люди тѣ, которые „пріобрѣли всецѣлую добродѣтель и не сознаютъ за собою никакого лукавства: видѣніе же здѣсь разумѣется такое, такое только возможно для человѣка44. (Св. Іоан. Злат. Бесѣд. на еванг. Матѳ., ч. I, стр. 276).

Достигнувъ „очищенія и освященія сердца причастіемъ совершеннаго и Божія Духа" (св. Ефремъ сир. Твор. его. М. 1859 г., ч. 3, стр. 514), они узрятъ Бога—и „въ собственной лѣпотѣ своей00 (св. Аѳанасій александр. Творен. св. Отцевъ. М. 1854 г., т. 22, стр. 478), какъ свободные отъ всякаго страстнаго влеченія, и въ божественномъ откровеніи, потому что, по выраженію блаж. Ѳеофилакта, „какъ зеркало тогда отражаетъ образы, когда чисто, такъ можетъ созерцать Бога и разумѣть писаніе только чистая душа00 (Благовѣсти, ч. I., стр. 94). Но, подобно другимъ блаженствамъ, начинающимся на землѣ и завершающимся на небѣ, лицезрѣніе Бога, усвояемое чистымъ, за предѣлами земного міра будетъ еще полнѣе и яснѣе, въ непосредственномъ созерцаніи лицемъ къ лицу (1 Кор. 13, 12. Фил. 1, 23).

ж) Блажени миротворцы, яко тіи сынове Божій нарекутся, учитъ седьмая заповѣдь блаженства. Послѣдователи Христовы, пребывающіе, по выраженію св. Исидора Пелусіота, „въмирѣ съ самими собою и не воздвигающіе мятежа, но прекращающіе внутреннюю брань тѣмъ, что тѣло покоряютъ духу00 (Твор. св. отц. М. 1860 г., т. 36, стр. 86), водворяютъ миръ и въ другихъ, живущихъ въ раздорѣ и съ самими собою, и другъ съ другомъ. Поступая со всѣми дружелюбно, и не подавая причины къ несогласію, они примиряютъ враждующихъ, угашаютъ распри и ра-

420 Мѣсяцъ октябрь.

здоры. И хотя всѣ вѣрующіе, по благодати искупленія, называются чадами Божіими (Іоан. 1, 12. Римл. 8,16. Гал.

4, 5. 6), но это наименованіе и соотвѣтственная ому степень блаженства особенно принадлежатъ миротворцамъ, уподобляющимся Сыну Божію, Который пришелъ на землю „примири™ всяческая къ Себѣ, умиротворивъ кровію креста Его, чрезъ него, аще земная. аще ли небесная*1 (Кол. 1, 20). (Св. Іоан. Злат. Бесѣд. на еванг. Мѳ.,

ч. I, стр. 277, св. Исидоръ Пелусіот. Твор. св. отц., т. 36, стр. 87. Блаж. ѲеоФил. Благое. ч. I, стр. 95).

з) Въ восьмой заповѣди блаженства, Господь нашъ предписываетъ намъ, братіе, такъ любить правду и благочестіе, чтобы быть готовыми на всякія бѣдствія ради нихъ. Блажени изгнани правды ради, яко тѣхъ есть царство небесное. Въ этихъ словахъ Господь открылъ будущую судьбу Своихъ послѣдователей: Онъ возвѣстилъ имъ не славу и богатство, не пріобрѣтенія и удовольствія, но — вопреки мечтательнымъ ожиданіямъ іудеевъ славнаго царства Мессіи Христа — бѣдность, безславіе, преслѣдованіе, изгнаніе. Они будутъ гонимы за правду, т. е., по объясненію св. Іоанна Златоуста, за добродѣтель и благочестіе (св. Іоаннъ Злат. Бесѣд. на еванг. Мѳ. ч. I, стр. 277), а посему имъ заповѣданы постоянство и твердость въ добродѣтели, мужество и терпѣніе среди соблазновъ и опасностей, угрожающихъ вѣрѣ. За потерю земныхъ выгодъ и покоя они будутъ вознаграждены въ небесномъ царствѣ наслѣдіемъ нетлѣннымъ, несквернымъ, неувядаемымъ (1 Петр. 1, 4).

и) Наконецъ Господь, обращая рѣчь къ апостоламъ, показалъ, что терпѣть поношенія особенно свойственно учителямъ: блажени есте, егда поносятъ вамъ и иоісденутъ, и рекутъ воякъ волъ глаголъ на вы лжуще, Мене ради,—пронесутъ имя ваше, яко зло Сына человѣческаго ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесѣхъ: тако бо изгнаша пророки, еже (бѣша) прежде васъ. Не всякій поносимый достигаетъ этой высокой степени блаженства, но „только тотъ,кто терпитъ поношеніе для Христа и ложно11. (Блаж. Ѳеофилактъ. Благовѣсти, ч. 1, стр. 95). Это злословіе, переносимое за Христа въ смиреніи духа, пріобрѣтаетъ

подвижнику великую награду ва. небесахъ,— „сугубое возмездіе, и одно- увѣнчиваетъ его за самое дѣло, а другое за клевету10, (Препод. Нилъ синайскій. „Твор. св. отц.а М. 1858 г. т. 31, стр. 107).

Въ противоположность этимъ блаженствамъ, принадлежащимъ истиннымъ ученикамъ евангелія, Господь- возвѣстилъ горе людямъ горделивымъ и тщеславнымъ, поставляющимъ богатство и чувственныя удовольствія исключительнымъ предметомъ своихъ, желаній, цѣлію всей своей дѣятельности: горе вамъ, богатымъ, яко отстоите утѣшенія вашего-, горе вамъ,. насы- щенніи нынѣ, яко взалчете; горе вамъ смѣющимся нынѣ, яко возрыдаете и восплачете; горе, егда добре рекутъ, вамъ вси человѣцы.

III. Братіе христіане! Будемъ молить. Господа, да подастъ намъ силы исполнять заповѣди, которыя суть единственные пути, вводящіе насъ въ животъ вѣчный, и по которымъ прошелъ нынѣ прославляемый св. преподобномученикъ Андрей критскій и всѣ проч. святые (Сост. съ нѣкоторыми дополн. по кн. „Евангельская исторія о Богѣ-Словѣ“... прот. П. Матвѣевскаго, Спб. 1890 г.^ стр. 325-329).