«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

4, 5. 6), но это наименованіе и соотвѣтственная ому степень блаженства особенно принадлежатъ миротворцамъ, уподобляющимся Сыну Божію, Который пришелъ на землю „примири™ всяческая къ Себѣ, умиротворивъ кровію креста Его, чрезъ него, аще земная. аще ли небесная*1 (Кол. 1, 20). (Св. Іоан. Злат. Бесѣд. на еванг. Мѳ.,

ч. I, стр. 277, св. Исидоръ Пелусіот. Твор. св. отц., т. 36, стр. 87. Блаж. ѲеоФил. Благое. ч. I, стр. 95).

з) Въ восьмой заповѣди блаженства, Господь нашъ предписываетъ намъ, братіе, такъ любить правду и благочестіе, чтобы быть готовыми на всякія бѣдствія ради нихъ. Блажени изгнани правды ради, яко тѣхъ есть царство небесное. Въ этихъ словахъ Господь открылъ будущую судьбу Своихъ послѣдователей: Онъ возвѣстилъ имъ не славу и богатство, не пріобрѣтенія и удовольствія, но — вопреки мечтательнымъ ожиданіямъ іудеевъ славнаго царства Мессіи Христа — бѣдность, безславіе, преслѣдованіе, изгнаніе. Они будутъ гонимы за правду, т. е., по объясненію св. Іоанна Златоуста, за добродѣтель и благочестіе (св. Іоаннъ Злат. Бесѣд. на еванг. Мѳ. ч. I, стр. 277), а посему имъ заповѣданы постоянство и твердость въ добродѣтели, мужество и терпѣніе среди соблазновъ и опасностей, угрожающихъ вѣрѣ. За потерю земныхъ выгодъ и покоя они будутъ вознаграждены въ небесномъ царствѣ наслѣдіемъ нетлѣннымъ, несквернымъ, неувядаемымъ (1 Петр. 1, 4).

и) Наконецъ Господь, обращая рѣчь къ апостоламъ, показалъ, что терпѣть поношенія особенно свойственно учителямъ: блажени есте, егда поносятъ вамъ и иоісденутъ, и рекутъ воякъ волъ глаголъ на вы лжуще, Мене ради,—пронесутъ имя ваше, яко зло Сына человѣческаго ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесѣхъ: тако бо изгнаша пророки, еже (бѣша) прежде васъ. Не всякій поносимый достигаетъ этой высокой степени блаженства, но „только тотъ,кто терпитъ поношеніе для Христа и ложно11. (Блаж. Ѳеофилактъ. Благовѣсти, ч. 1, стр. 95). Это злословіе, переносимое за Христа въ смиреніи духа, пріобрѣтаетъ

подвижнику великую награду ва. небесахъ,— „сугубое возмездіе, и одно- увѣнчиваетъ его за самое дѣло, а другое за клевету10, (Препод. Нилъ синайскій. „Твор. св. отц.а М. 1858 г. т. 31, стр. 107).

Въ противоположность этимъ блаженствамъ, принадлежащимъ истиннымъ ученикамъ евангелія, Господь- возвѣстилъ горе людямъ горделивымъ и тщеславнымъ, поставляющимъ богатство и чувственныя удовольствія исключительнымъ предметомъ своихъ, желаній, цѣлію всей своей дѣятельности: горе вамъ, богатымъ, яко отстоите утѣшенія вашего-, горе вамъ,. насы- щенніи нынѣ, яко взалчете; горе вамъ смѣющимся нынѣ, яко возрыдаете и восплачете; горе, егда добре рекутъ, вамъ вси человѣцы.

III. Братіе христіане! Будемъ молить. Господа, да подастъ намъ силы исполнять заповѣди, которыя суть единственные пути, вводящіе насъ въ животъ вѣчный, и по которымъ прошелъ нынѣ прославляемый св. преподобномученикъ Андрей критскій и всѣ проч. святые (Сост. съ нѣкоторыми дополн. по кн. „Евангельская исторія о Богѣ-Словѣ“... прот. П. Матвѣевскаго, Спб. 1890 г.^ стр. 325-329).

Поуч. 2-ое. Св. препод.-муч,. Андрей критскій.

(Какъ мы относимся къ исполненію■ своихъ обязанностей?).

I. Въ день св. препод.-муч. Андрея критскаго, который изъ ревности къ- славѣ Божіей и спасенію ближнихъ, обличалъ нечестиваго иконоборческаго императора Константина Копронима (жившаго въ 8 вѣкѣ) и за это подвергся самымъ жестокимъ мученіямъ и смерти на виду православныхъ, которыхъ онъ не переставалъ до послѣдняго издыханія научать истинѣ и послушанію св. матери церкви, прилично, возлюбленные мой братіе, побесѣдовать о томъ, такъ ли мы исполняемъ свои христіанскія обязанности, какъ исполнялъ ихъ св. Андрей критскій.

II. Христіане-братіе! На каждомъ изъ насъ лежитъ свой долгъ, своя обязанность, у каждаго есть свое дѣло, на которое онъ посланъ въ міръ сей поводѣ и распоряженію божественнаго промысла. Воѣ-ли мы смотримъ на обя-

Мѣсяцъ октябрь. 421

данности, лежащія на насъ, такъ, какъ 'Смотрѣлъ на Сбои обязанности Начальникъ нашего спасенія? Такъ-ли уважаемъ свой долгъ, такъ-ли преданы своему дѣлу, чтобъ готовы были изъ-за него не доѣсть, недопитъ, не доспать,— чтобъ могли самое исполненіе своего долга считать своею пищею? Такъ ли мы ревнуемъ о славѣ Вожіей и спасеніи души ближняго, какъ ревновалъ объ этомъ нынѣ ублажаемъ^ св. Андрей критскій? Ахъ, нѣтъ и далеко нѣтъ!

а) Мы первѣе всего — члены семейства.