«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Поуч. 2-ое. Св. препод.-муч,. Андрей критскій.

(Какъ мы относимся къ исполненію■ своихъ обязанностей?).

I. Въ день св. препод.-муч. Андрея критскаго, который изъ ревности къ- славѣ Божіей и спасенію ближнихъ, обличалъ нечестиваго иконоборческаго императора Константина Копронима (жившаго въ 8 вѣкѣ) и за это подвергся самымъ жестокимъ мученіямъ и смерти на виду православныхъ, которыхъ онъ не переставалъ до послѣдняго издыханія научать истинѣ и послушанію св. матери церкви, прилично, возлюбленные мой братіе, побесѣдовать о томъ, такъ ли мы исполняемъ свои христіанскія обязанности, какъ исполнялъ ихъ св. Андрей критскій.

II. Христіане-братіе! На каждомъ изъ насъ лежитъ свой долгъ, своя обязанность, у каждаго есть свое дѣло, на которое онъ посланъ въ міръ сей поводѣ и распоряженію божественнаго промысла. Воѣ-ли мы смотримъ на обя-

Мѣсяцъ октябрь. 421

данности, лежащія на насъ, такъ, какъ 'Смотрѣлъ на Сбои обязанности Начальникъ нашего спасенія? Такъ-ли уважаемъ свой долгъ, такъ-ли преданы своему дѣлу, чтобъ готовы были изъ-за него не доѣсть, недопитъ, не доспать,— чтобъ могли самое исполненіе своего долга считать своею пищею? Такъ ли мы ревнуемъ о славѣ Вожіей и спасеніи души ближняго, какъ ревновалъ объ этомъ нынѣ ублажаемъ^ св. Андрей критскій? Ахъ, нѣтъ и далеко нѣтъ!

а) Мы первѣе всего — члены семейства.

Извѣстно всѣмъ и каждому, какія обязанности лежатъ на супругахъ въ отношеніи другъ къ другу. Но каждый-ли относится къ своей женѣ, какъ къ бого- дарованной ему помощницѣ и сотрудницѣ на пути жизни? Каждый ли уважаетъ ее настолько, насколько отъ нея требуетъ уваженія себѣ? Каждый-ли любитъ ее такъ, какъ самого себя? Развѣ нѣтъ у насъ такихъ супружествъ, гдѣ мужъ и жена являются почти совершенно чужими одинъ другому?Развѣ нѣтъ еще такихъ, гдѣ мужъ является ■самовластнымъ владыкою, свирѣпымъ тираномъ, а жена безгласною, безотвѣтною рабою? У мужа сбои деньги, у жены сбои; у мужа сбои хлопоты, заботы, намѣренія и планы, у жены сбои*, мужъ отлучается по цѣлымъ недѣлямъ и мѣсяцамъ, жена не знаетъ, гдѣ онъ, куда и зачѣмъ отлучился, скоро *ли воротится и т. д. Иные мужья требуютъ отъ своихъ женъ рабскихъ услугъ, налагаютъ на нихъ непомѣрныя тяжести, вмѣсто того, чтобъ снисходить ихъ природной немощи, позволяютъ себѣ тѣшиться надъ ними, ругаться, иногда и оскорблять дѣйствіемъ. Есть и жены, которыя также не по- людсіш относятся къ своимъ слабымъ мужьямъ,—постоянно злятся на нихъ, бранятъ ихъ, стѣсняютъ во всѣхъ дѣлахъ ихъ, стыдятся показаться съ ними въ люди и т. п. Горе жить женѣ съ такимъ мужемъ, горе жить и мужу съ такою женою!

б) На супругахъ лежитъ еще священнѣйшій долгъ вскормить и вспоить своихъ дѣтей такъ, чтобы изъ нихъ вышли впослѣдствіи и добрые люди и добрые христіане. Но всѣ-ли родители исполняютъ этотъ долгъ? У многихъ родителей надзоръ за дѣтьми продолжается только два-три года: когда дитя начнетъ ужъ свободно

бѣгать, его оставляютъ на произволъ судьбы, какъ будто отцу и матери нѣтъ и дѣла справляться, что тамъ зараж- дается, что тамъ накопляется въ молодой и воспріимчивой душѣ ихъ дитяти. Оно растетъ и развивается какъ былинка въ полѣ! Но этого мало: мы знаемъ, что иные родители, къ стыду человѣческому и къ глубокой скорби церкви Христовой, отдаютъ своихъ дѣтей въ ученики или въ наемники людямъ нечестнымъ по промыслу своему... И не бѣдность только заставляетъ ихъ такъ дѣлать,—нѣтъ, иногда и корыстолюбіе. Что выйдетъ изъ такихъ дѣтей? Родители будутъ ожидать, что дѣти станутъ покоить и призрѣвать ихъ въ старости. Напрасное ожиданіе! Не бывать изъ такихъ дѣтей поителей и кормителей для своихъ родителей.; которые въ свое время не хотѣли знать, что такое воспитаніе дѣтей въ добрѣ, да въ страхѣ Божіемъ.

в) Къ семейству можно отнести еще нашу прислугу. По-христіански надлежало- бы быть такъ, чтобы ни прислуга не обижала хозяина., ни хозяинъ—прислугу. Но у насъ нерѣдко выходитъ такъ, что хозяинъ постоянно ссорится и бранится съ прислугой, налагаетъ на нее много работъ, а содержитъ скупо, подозрѣваетъ ее, не пускаетъ въ храмъ Божій, къ исповѣди и противится исполненію ею великихъ и необходимыхъ обязанностей христіанъ, и т. д.* прислуга, съ своей стороны, тѣмъ-же отплачиваетъ хозяину,—обманываетъ его, работаетъ не добросовѣстно, а какъ-нибудь, лишь бы кое-какъ прожить день до вечера, клевещетъ на хозяина, чернитъ его предъ людьми и проч. Хозяинъ въ концѣ срока не отдаетъ прислугѣ всей договорной платы, вычитаетъ уроны и убытки, которые онъ потерпѣлъ по недобросовѣстности прислуги, присчитываетъ большею частію къ нимъ и тѣ, въ которыхъ прислуга и не виновата, а виновата его собственная оплошность*, прислуга жалуется, заводится ссора, тяжба... Такъ- то многіе изъ насъ исполняютъ, или— правильнѣе—искажаютъ сбои семейныя обязанности!

г) Будучи членами семейства, всѣ мы въ то же время—члены общества, государства, и на каждомъ, какъ на гражданинѣ, какъ на членѣ общества, лежитъ тоже свой долгъ, своя обязанность. Не думайте, что обще-

422 Мѣ с я ц а октябрь.

ственныя обязанности лежатъ только на лицахъ должностныхъ, на разныхъ начальникахъ и властяхъ: нѣтъ, онѣ лежатъ на каждомъ изъ насъ. То правда, что чѣмъ выше стоитъ человѣкъ въ обществѣ, чѣмъ большую и высшую несетъ должность, тѣмъ больше ему открыто простора, дано возможности и средствъ дѣйствовать для общества. Но не надо забывать и того., что всякая высшая власть, когда дѣйствуетъ, то опирается на слѣдующей за нею низшей, эта опять—на слѣдующей низшей и т. д., пока дѣло дойдетъ не только до самой низшей власти, но и до простого ремесленника, до простого земледѣльца, не имѣющаго никакой общественной власти. Если эти послѣднія лица будутъ честно исполнять свое дѣло, то и власти, стоящей надъ ними, будетъ легче отправлять правильно свою должность, а если этой будетъ легче, то также будетъ легче и стоящей надъ нею высшей власти и т. д. Въ обществѣ человѣческомъ, — какъ въ тѣлѣ человѣческомъ. Когда тѣло бываетъ здорово? Тогда, когда всѣ члены его надлежащимъ образомъ исполняютъ свое назначеніе. Не такъ-ли въ обществѣ? Напримѣръ: не уменыпилось-ли бы въ обществѣ пьянства, бродяжничества, тунеядства и разныхъ общественныхъ пороковъ, если-бы всѣ родители и воспитатели со всѣмъ усердіемъ и ревностію исполняли лежащія на нихъ обязанности по отношенію къ своимъ дѣтямъ и питомцамъ, т.-е. учили ихъ и словомъ и собственнымъ примѣромъ страху Божію, трудолюбію, честности, ремесламъ, наукамъ, искусствамъ? А сколько уменьшилось-бы насилія, притѣсненій, открытыхъ и тайныхъ грабительствъ и разбоевъ, если-бъ каждый усердно занимался дѣлами своего званія, а приставленные наблюдать правосудіе нелицепріятно, не мздоимно, не подкупно исполняли возложенныя на нихъ обязанности — творить судъ и правду!... А какое будетъ добро въ обществѣ, если иные намѣренно злоупотребляютъ своимъ общественнымъ званіемъ? Вся бѣда въ томъ, что у насъ большею частію ложно принято смотрѣть на общественныя должности, какъ только на средства „наживаться". Понятно,что человѣкъ, такъ смотрящій на свою должность, не принесетъ на ней никакой пользы