«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

стекло кіота погнулось, но не разбилось. Не преувеличимъ, если скажемъ, что какъ въ бѣдственную годину нашествія на Россію Французовъ и съ ними двадесяти языковъ, когда наше отечество находилось на краю гибели, спасеніе ему даровано было свыше: такъ и въ 1888 г. 17-го октября, когда Россія готова была лишиться своего вѣнценоснаго вождя, виновника своего внутренняго процвѣтанія и внѣшняго благоденствія, она была спасена отъ предстоящей ей страшной опасности тою же помощію Божіею.

Видно, что въ премудрыхъ планахъ Божественнаго Провидѣнія драгоцѣнная жизнь въ Возѣ теперь почившаго Императора была весьма необходима для блага всей Россіи, и по сему не смотря на явную опасность, какой она подвергалась, была сохранена на нѣсколько лѣтъ. А когда пришло исполненіе времени, вѣдомое единому только Творцу и Міродержцу, чистая и непорочная душа великаго Миротворца Царя, денно и нощно трудившагося, не щадя своего здоровья, надъ созиданіемъ счастія Россіи, взята на небо по мановенію Источника жизни и безсмертія.

По истинѣ, великая милость Божія явлена намъ въ чудесномъ спасеніи Царя нашего. Мысль наша страшится даже одного вопроса: что было бы съ Россіей, что было бы со всѣми нами^ еслибы мы лишились тогда своего Царя и всего Его августѣйшаго дома? Кто охранялъ бы тогда въ нашей землѣ судъ и правду и наблюдалъ бы за исполненіемъ государственныхъ законовъ, ибо историческими опытами дознано, что прекрасные законы оказываются мертвою буквою, если нѣтъ живой верховной власти, наблюдающей за ихъ исполненіемъ? Кто отражалъ бы тогда внѣшнихъ враговъ Россіи и подавлялъ бы внутреннихъ, препятствующихъ мирному развитію родной страны на поприщѣ наукъ, искусствъ, промышленности, торговли, нравственной жизни, словомъ, на поприщѣ ея духовнаго и Физическаго развитія?

Итакъ, въ виду всего этого, мы должны отъ всего сердца возблагодарить Господа за столь великое чудо Его милости къ нашему Царю и чрезъ него ко всѣмъ намъ.

а) Чувство благодарности къ Богу, выражаемое и въ словахъ молитвы, и въ добрыхъ

дѣлахъ—живыхъ памятникахъ о благодѣяніяхъ Божіихъ, есть естественная потребность нашего сердца. Памятованіе о благодѣяніяхъ Божіихъ сильно возбуждаетъ къ подвигамъ добродѣтели и располагаетъ человѣка всѣмъ сердцемъ прилѣпляться къ своему небесному Благодѣтелю и ежедневно высказывать живую любовь къ Нему. „Богъ, говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ, когда увидитъ кого благодарнымъ за прежнее, ниспосылаетъ ему еще большіе дары“.

Неблагодарность человѣка къ Богу есть наглядное свидѣтельство о развращеніи его сердца—этого главнаго,органа нравственной жизни человѣка. Нѣкогда, въ ветхомъ завѣтѣ, Господь., чрезъ пророка Исаію обличая Свой народъ въ неблагодарности къ Себѣ, сказалъ: „волъ знаетъ хозяина своего, и оселъ ясли господина своего., а Израиль Меня не знаетъ и народъ Мой не разумѣетъ^. Дѣйствительно, люди, утратившіе чувство благодарности къ Богу, оказываются грубѣе безсловесныхъ, всегда старающихся такъ или иначе выразить свою признательность къ тѣмъ, кто имъ сдѣлалъ какое-либо добро. Левъ, котораго препод. Герасимъ, встрѣтивъ въ пустынѣ, избавилъ отъ болѣзненнаго страданія, вынувъ у него изъ раны занозу, ощутилъ къ своему благодѣтелю такую привязанность, что покорно служилъ ему, какъ самое послушное домашнее животное, во всю остальную жизнь его, и по его смерти отъ печали по немъ и умеръ на его могилѣ. Но къ великому прискорбію встрѣчаются между нами христіане, которые поступаютъ гораздо хуже безсловесныхъ по отношенію къ Богу. Довольно продолжительнаго благоденствія, здоровья, успѣховъ и ничѣмъ несмущаемой беззаботности, чтобы привести насъ къ забвенію того, что всѣ эти блага намъ дарованы Богомъ. Мы поступаемъ такимъ образомъ, какъ будто-бы Богъ обязанъ надѣлять насъ тѣмъ, чѣмъ надѣляетъ. Самая привычка къ Его многочислен^ нымъ и разнообразнымъ благодѣяніямъ отнимаетъ въ глазахъ большинства людей всю неизмѣримо-великую стоимость ихъ. Нужно насъ хотъ на короткое время лишить этого, и только тогда мы поймемъ и оцѣнимъ всѣ милости Божественнаго, ежедневно, и даже гораздо болѣе—ежеминутно пекущагося

Мѣсяцъ октябрь. 425

о насъ промысла. Подобно тому., какъ, если бы постигла насъ тяжкая болѣзнь, мы узнали бы всю дѣну здоровья: такъ и тогда, когда вмѣсто мирнаго развитія и процвѣтанія жизни государственной наступила бы война, устроеніе, смута или безначаліе, когда никто ни на одинъ часъ не увѣренъ былъ бы ни въ своей жизни, ни въ своей собственности, мы поняли бы и оцѣнили всю пользу мирной жизни, охраняемой закономъ и людьми порядка подъ верховною властію Самодержавнаго Государя нашего, сильнаго и грознаго врагамъ внѣшнимъ и внутреннимъ, милостиваго и кроткаго ко всѣмъ тѣмъ, кто дѣлаетъ благоденствія и счастія нашему отечеству и кто самымъ дѣломъ содѣйствуетъ сему. Благослови (же), душе моя, Господа и не забывай всѣхъ воздаяніи Его.

б) Но благодарность къ Царю царей за ниспосланную милость, явленную намъ въ чудесномъ спасеніи драгоцѣнной для насъ жизни нашего Государя, теперь уже въ Возѣ почившаго, есть только одна половина добраго дѣла. Дабы выполнить весь нашъ нравственный долгъ по отношенію къ чудесному событію 17 октября, мы должны всегда питать въ себѣ и проявлять въ нашей дѣятельности чувства самой беззавѣтной преданности къ Государю, какъ самимъ небомъ хранимому Помазаннику Вожію и какъ державному Вождю Россіи. И законность этого святого чувства находитъ самое прочное для себя обоснованіе какъ въ словѣ Божіемъ, такъ и въ наукѣ человѣческой.

аа) Слово Божіе учитъ: „всякая душа да будетъ покорна высшимъ властямъ; ибо пѣтъ власти не отъ Бога; существующія же власти омъ Бога установлены. Посему противящійся власти противится Божію установленію. А противящіеся сами навлекутъ на себя осужденіе“ (Римл. XIII. 1—2). Но слово Божіе говоритъ не только о божественномъ происхожденіи царской власти и вытекающей отсюда покорности къ ней, но и о томъ, что чрезъ царя, поставляемаго Богомъ, осуществляется на землѣ правда Божія — необходимая основа истинной человѣческой жизни. „Мною цари царствуютъ и повелители узаконяютъ правду говоритъ сама божественная премудрость

(Притч. УІІІ. 15). Сердце царя — это тотъ органъ, чрезъ который царь получаетъ внушенія отъ Бога. „Сердце царя въ рукѣ Господа, какъ потеки водъ,—куда захочетъ^ Онъ направляетъ его* (Притч. XXI. 1). Получивъ въ священномъ мѵропомазаніи, при восшествіи на престолъ, дары Св. Духа, царь является избранникомъ Божіимъ во всемъ блескѣ и силѣ своей осѣненной и проникнутой освященіемъ свыше власти, готовой служить орудіемъ истины, милости и правды Божіей на землѣ среди своего народа. „Вознесохъ избраннаго отъ людей Моихъ, говоритъ чрезъ царственнаго пророка Давида Господь, елеемъ святымъ помазахъ его; истина Моя и милость Моя съ нимъ* (Пс. 88. 20 1, 25). Имѣя столь возвышенное откровенное ученіе о царской власти, св. отцы церкви настойчиво учили всѣ христіанскіе народы безусловному повиновенію царской власти. „Хотя бы ты былъ апостолъ, говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ, хотя бы евангелистъ, хотя бы пророкъ, хотя бы другой кто, повинуйся... Уничтожь судилища-и уничтожишь всякій порядокъ въ нашей жизни* удали съ корабля кормчаго—и потопишь судно* отними вождя у войска—и предашь воиновъ въ плѣнъ не- пріятелямъ... И такъ, должно возсылать великую благодарность Богу за то, что есть цари, и за то, что есть судьи. Имѣя попеченіе о благоустройствѣ людей, чтобы многіе изъ нихъ не жили безсмысленнѣе звѣрей, Богъ учредилъ власть начальниковъ и царей, какъ бы бразды для управленія колесницею и кормила для управленія кораблемъ^.

бб) Обращаясь затѣмъ къ свидѣтельству человѣческой науки о повиновеніи царской власти, мы находимъ, что она во всемъ подтверждаетъ ученіе слова Божія о томъ же предметѣ. И прежде всего исторія какъ нашего отечества, такъ и всемірная, не словами и туманными предположеніями, но грозноубѣцительными для всякаго мыслящаго человѣка событіями говоритъ, что во всякой странѣ, гдѣ отсутствовала на время прочная самодержавная власть или гдѣ она была обезсилена, кромѣ смуты, безправія, угнетенія слабыхъ сильными, дикаго произвола, безпрестанной и гибельной для страны смѣны правитель-

426 Мѣ с я ц ъ октябрь.