«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

ственныхъ лицъ, избираемыхъ и ввергаемыхъ по увлеченію своекорыстія и личнаго расположенія, застоя умственной, промышленной я\ упадка основной все созидающей религіозно-нрав- ственной жизни и государственнаго значенія ея среди другихъ народовъ, ничего никогда не было и не могло быть И это понятно. Государство есть великое семейство. Какъ гибнетъ и распадается семья, гдѣ естественный глава ея — отецъ не обнаруживаетъ своей законной власти по отношенію къ прочимъ членамъ семьи или по враждебному сопротивленію ему нѣкоторыхъ членовъ, или по слабости, или по инымъ причинамъ, или гдѣ семья рано лишается его: такъ разлагается и клонится къ упадку жизнь государства безъ естественной главы своей— государя, или и при немъ, въ томъ случаѣ, когда власть его обезсилена неполнымъ или недостаточнымъ повиновеніемъ его подданныхъ, утратившихъ подъ ногами твердую почву для повиновенія всякой отъ Бога установленной власти — страхъ Божій и послушаніе св. матери — церкви, этой дивной и великой воспитательницы христіанскихъ душъ и для временной жизни и для вѣчной.

Обращая взоръ свой на многочисленные и благодѣтельные, исходящіе отъ верховной Власти мѣры и способы къ развитію и процвѣтанію нашего дорогого отечества, мы видимъ, что благочестивѣйшій и самодержавнѣйшій Государь нашъ, недавно въ Возѣ почившій, былъ истинный отецъ русскаго государства, неусыпно пекшійся о счастіи и благоденствіи своихъ подданныхъ, денно — нощно трудившійся для блага его и чрезъ то разстроившій въ конецъ всѣ силы своего организма, употреблявшій и изыскивавшій всѣ мѣры къ тому, чтобъ драгоцѣнный миръ—это основное условіе развитія и процвѣтанія всякой человѣческой и христіанской жизни — не былъ въ его царствованіе нарушенъ, былъ истинная опора и надежда наша. Повиноваться Царю до готовности, въ случаѣ нужды, положить за него свой ягавотъ, есть нашъ прямой долгъ, который мы должны исполнить не потому только, что этого требуютъ гражданскіе законы, что это есть доказательство истинной христіанской любви,

но и потому, что этого требуетъ со- вѣсть человѣка, что это предписываетъ и одобряетъ разумъ его.

III. Вознесемъ же свои благодарственныя молитвы къ Царю царей за неизмѣримо великія благодѣянія, которыя мы получаемъ отъ Богомъ установленной у насъ царской власти, и помолимся отъ всей души и отъ всего нашего помышленія о сохраненіи на многіе и многіе годы драгоцѣнной жизни нынѣ благополучно царствующаго Государя Императора Николая Александровича. Аминь. (Свящ. Г. Дьяченко:, см. наше слово на 17 окт. по- мѣщ. въ „М. Е. Вѣд.а за 1890 г. въ № 44).

Поуч. 4-оѳ. Воспоминаніе чудеснаго спасенія Государя Императора и Августѣйшей семьи въ 1888 г.

(Уроки для пасъ изъ этого событія: а) милость Божья къ нашимъ Царямъ ѣ

б) должно благоговѣть предъ Государемъ).

I. Немного лѣтъ прошло съ той спасительной минуты, когда, а именно 17 окт. 1888 г., премилосердый Господь явилъ всѣмъ намъ богатую милость Свою, сохранивъ Царя нашего, нынѣ въ Возѣ почившаго, и всю Его Августѣйшую Семью отъ страшной неминуемой гибели во время путешествія ихъ по я^елѣзной дорогѣ на югѣ нашего отечества. Ужасна была та минута, страшенъ былъ тотъ моментъ,, но неизреченно и милосердіе Божіе и сильна десница Его.

Подлинно, одинъ только Богъ велій„ творяй чудеса, сотворилъ во очію націею одно изъ великихъ, древнихъ чудесъ Своего всемогущества и Своей благости: Онъ — премилосердый — послалъ ангела Своего сохранить жизнь возлюбленнаго Монарха нашего, Благочестивѣйшей нынѣ вдовствующей Государыни Императрицы и Чадъ Ихъ. И вотъ, при всѣхъ ужасахъ того потрясающаго событія, той страшной картины разрушенія, гибели и смерти, гдѣ трескъ ломающихся въ щепки локомотивовъ, шумъ дождя, свистъ и завываніе вѣтра, стоны и вопли раненыхъ, обезображенные и искалѣченные трупы убитыхъ, гдѣ ангелъ смерти леталъ надъ головою каждаго, —

Мѣ с я ц ъ октябрь. 427

Царь нашъ съ присными Своими остались цѣлы, здравы и невредимы.

Съ другой стороны, въ описаніяхъ этого страшнаго событія, что видимъ мы въ дѣятельности Царствующихъ Лицъ? Какое величіе Царя, какая нравственная мощь и сила обнаружилась въ Царицѣ и во всѣхъ членахъ Царской Семьи, при этихъ страшныхъ минутахъ! Радость жизни, цѣлость Семьи, радость личнаго счастія не заглушаютъ въ нихъ чувства состраданія, жалости и дѣятельной любви къ несчастнымъ жертвамъ страшной катастрофы. Лишь прошла минута страшнаго бѣдствія, и Царь и Царица, забывъ о страшномъ своемъ испугѣ, о собственныхъ ушибахъ и пораненіяхъ, лишь увѣрились въ сохранности Чадъ Своихъ, какъ собственноручно спѣшатъ оказывать помощь тѣмъ, кого постигла злая участь, кого смерть уложила на мѣстѣ, или кто былъ раненъ, изувѣченъ и лежалъ подъ грудою обломковъ. Они помогаютъ переносить изувѣченныхъ, освѣжаютъ воспаленныя головы раненымъ, перевязываютъ раны, отираютъ руками кровь... Всѣхъ ободряютъ милостивымъ вниманіемъ, ласковымъ словомъ, душевнымъ участіемъ.

II. Таково, братіе, воспоминаемое нами событіе!

а) Оно весьма знаменательно, какъ явленіе особенной силы Божіей и милости къ Помазаннику Божію, котораго Господь видимо сохранилъ отъ неминуемой смерти. Итакъ, твердо будемъ вѣровать, что „силою Господнею возвеселится Царь и о спасеніи его возрадуемся зѣло“ (Псал. 20,1), ибо Онъ отвѣтилъ ему съ святыхъ небесъ могуществомъ