«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

а) Есть люди, которые въ оправданіе отвращенія своего отъ врачей и ихъ искусства говорятъ: „врачи не спасутъ, когда не спасетъ Богъ“. Правда, безъ Божіей помощи не дѣйствительно пособіе самыхъ опытныхъ врачей*, но изъ этого слѣдуетъ не то, что не нужно и грѣшно прибѣгать во время болѣзни ко врачамъ, а то, что болящій долженъ прибѣгать не къ однимъ врачамъ, а вмѣстѣ и первѣе всего ко Господу Богу. Посему и Сирахъ, давая совѣты болящему, говоритъ ему: въ болѣзни твоей не презирай, но молися Господеви, и Той тя исцѣлите, отступи отъ прегрѣшенія, гь направи ру- цѣ твой гі отъ всякаго грѣха очисти сердце твое. Потомъ Сирахъ продолжаетъ: даждь мѣсто врачу: Господь бо его созда, и да не отступитъ отъ тебе: благотребенъ бо ти есть (Сир. 38, 9, 12).

б) Иные потому почитаютъ грѣхомъ обращаться къ врачамъ и исполнять ихъ предписанія, что руководствуются въ своихъ сужденіяхъ объ этомъ слѣпою вѣрою въ судьбу. „Кому суждено отъ Бога въ извѣстное время умереть, говорятъ они, тотъ умретъ при всѣхъ пособіяхъ врачебнаго искусства и при соблюденіи всѣхъ правилъ осторожности, а кому выздоровѣть, тому нечего бояться смерти, хотя бы онъ совсѣмъ не лѣчился “.Но такія понятія о судьбѣ не согласны съ

христіанскимъ ученіемъ, которое требуетъ, чтобы мы въ нуждахъ нашихъ обращались къ Богу съ молитвой о помощи и трудились-, въ частности требуетъ, чтобы мы въ болѣзняхъ искали исцѣленія также въ молитвахъ и таинствѣ елеопомазанія (Іак. 5, 14), и въ лицѣ ап. Павла, заботившагося о здорова ученика своего Тимоѳея (1 Тим.

5, 25), указываетъ образецъ для нашего подражанія. Къ чему же всѣ подобныя внушенія слова Божія, если признать справедливымъ мнѣніе, будто Богъ опредѣляетъ нашу судьбу, совершенно не обращая вниманія на наше поведеніе, совершенно не требуя отъ насъ собственныхъ нашихъ усилій въ дѣлѣ устроенія нашей участи?

Тѣ, которые почитаютъ грѣхомъ лѣчиться какъ по слѣпой вѣрѣ въ судьбу, или безусловному предопредѣленію Божію о своей судьбѣ, такъ и по другимъ какимъ-либо причинамъ, находятся въ опасности впасть, вмѣсто этого мнимаго грѣха, въ грѣхъ дѣйствительный, самый тяжкій: своею безпечностію о возстановленіи здоровья они могутъ ускорить свою смерть, а черезъ то сдѣлаться виновниками въ грѣхѣ самоубійства (о чемъ страшно подумать).

Пустъ такіе люди припомнятъ слѣдующія слова св. отца церкви, Григорія Богослова: „если я рѣшусь исто- мить свое тѣло,—говоритъ св. Григорій Богословъ, — то некого мнѣ будетъ употребить въ сотрудники въ доб рыхъ дѣлахъ*, а я знаю, для чего я приведенъ въ бытіе,—знаю что мнѣ должно восходить къ Богу посредствомъ дѣлъ... Итакъ мы обязаны заботиться о тѣлѣ—семъ сродникѣ и сослужителѣ души; ибо хотя и виню его какъ врага за то, что терплю отъ него*, но я же люблю его какъ друга, ради Того, Кто соединилъ меня сънимъ.“ (Изъ твореній св. Григорія Богослова,

ч. II, стр. 7—8).

в) Нѣкоторые во время болѣзней отказываются отъ лѣченія, между прочимъ, потому, что врачи предписываютъ имъ употребленіе скоромной пищи въ постные дни. Они рѣшаются лучше остаться больными, лишиться жизни, чѣмъ нарушить постъ, оскоромиться. Это безъ сомнѣнія прекрасно, если они чувствуютъ себя довольно здоровыми, если ихъ здоровью не грозитъ серьез-

Мѣ с я ц ъ ок т ябрь . 429

ная болѣзнь и опасный упадокъ силъ. Не только врачей, но и никого не должно слушать, когда совѣтуютъ нарушать посты въ угоду плоти, въ потворство чувственности, безъ всякой настоятельной потребности. Но тѣмъ не менѣе — въ крайность впадать и здѣсь нельзя: благоразумное указаніе „благочестивагоw врача на серьезную опасность для здоровья отъ излишняго поста и предписаніе укрѣпляющей пищи должно быть принято во вниманіе. Отказываться отъ подобныхъ совѣтовъ всегда и во всѣхъ случаяхъ нельзя. Благоразумно ли это? Умѣстна ли подобная ревность? Постъ установленъ св, церковію для того, чтобъ обуздать страсти человѣка, но онъ не долженъ простираться до изнуренія силъ. Больной изнуренъ, обезсилѣлъ, врачъ находитъ нужнымъ дать ему пищу болѣе питательную и здоровую,—онъ можетъ послѣдовать его совѣту безъ всякаго сомнѣнія и смущенія. Святая церковь требуетъ строгаго соблюденія постовъ отъ людей здоровыхъ, а больнымъ и слабымъ всегда оказываетъ снисхожденіе. Такъ апостольское 69-е правило говоритъ: „аще кто епископъ, или пресвитеръ, или ѵподіаконъ, или чтецъ, или пѣвецъ, не постится въ святую четыредесятницу предъ пасхою,1 или въ среду или въ пятокъ, кромѣ препятствія отъ немощи тѣлесныя, да будетъ изверженъ. Аще же мірянинъ: да будетъ отлученъ^. Здѣсь предписанъ строгій постъ всѣмъ вѣрующимъ, но сдѣлано исключеніе для немощныхъ и болящихъ. Такое же правило даетъ и св. Тимоѳей александрійскій: „больному, говоритъ онъ, по причинѣ изнеможенія его, можетъ быть разрѣшено употребленіе пищи и питія, смотря по тому, что от можетъ понести,—даже въ великую четыредесятницу, предъ наступленіемъ пасхи. Также разрѣшается и женамъ находящимся въ это время въ болѣзняхъ рожденія “ (Прав. 6). Особенно ясно говоритъ объ употребленіи пищи св. Василій Великій: „по достоинству для насъ всякая пища равна, а въ разсужденіи пользы мы различаемъ во всякой питѣ вредное отъ здраваго и полезнаго: ядущій что-либо по нуждѣ не дѣлаетъ беззаконія*. (Прав. 86). Всѣ эти правила внесены въ канонъ церковный, какъ положительное узаконеніе церкви. Такимъ образомъ

совѣсть больного, вкушающаго въ постные дни скоромную пищу, должна быть вполнѣ спокойна. Онъ не дѣлаетъ беззаконія, если вкушаетъ по нуждѣ, по совѣту вѣрующаго врача, для возстановленія здоровья.

Итакъ здоровье нужно беречь, какъ драгоцѣнный даръ Божій. Въ случаѣ же болѣзни, послѣ прилежной молитвы Богу, дозволительно найти искуснаго врача — христіанина (къ иновѣрцу, напр. еврею, язычнику по правиламъ церкви неслѣдуетъ обращаться за врачебною помощію) и съ молитвою къ Создателю, подающему врачеваніе, пользоваться врачебными пособіями.

г) Нѣкоторые отказываются отъ врачебной помощи на томъ основаніи, что будто святые не одобряли лѣчить болѣзни и не лѣчились сами. Неосновательность этого предразсудка не трудно обнаружить: аа) Святые сами подавали врачебную помощь всѣмъ*, многіе изъ нихъ прибѣгали ко врачамъ или домашнимъ врачебнымъ средствамъ. Такъ св. Самп- сонъ страннопріимецъ былъ вмѣстѣ и врачъ. Онъ, какъ сказано въ житіи его, „отъ враческаго художества своего подаваше исцѣленіе^ (Ч.-М. жит. св. Сампсона, іюня 27 д.).

бб) Преподобные Киръ и Іоаннъ, святые Косьма и Даміанъ—были также врачами*, также св. евангелистъ Лука былъ врачъ, какъ мы уже говорили.