«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

в) Нѣкоторые во время болѣзней отказываются отъ лѣченія, между прочимъ, потому, что врачи предписываютъ имъ употребленіе скоромной пищи въ постные дни. Они рѣшаются лучше остаться больными, лишиться жизни, чѣмъ нарушить постъ, оскоромиться. Это безъ сомнѣнія прекрасно, если они чувствуютъ себя довольно здоровыми, если ихъ здоровью не грозитъ серьез-

Мѣ с я ц ъ ок т ябрь . 429

ная болѣзнь и опасный упадокъ силъ. Не только врачей, но и никого не должно слушать, когда совѣтуютъ нарушать посты въ угоду плоти, въ потворство чувственности, безъ всякой настоятельной потребности. Но тѣмъ не менѣе — въ крайность впадать и здѣсь нельзя: благоразумное указаніе „благочестивагоw врача на серьезную опасность для здоровья отъ излишняго поста и предписаніе укрѣпляющей пищи должно быть принято во вниманіе. Отказываться отъ подобныхъ совѣтовъ всегда и во всѣхъ случаяхъ нельзя. Благоразумно ли это? Умѣстна ли подобная ревность? Постъ установленъ св, церковію для того, чтобъ обуздать страсти человѣка, но онъ не долженъ простираться до изнуренія силъ. Больной изнуренъ, обезсилѣлъ, врачъ находитъ нужнымъ дать ему пищу болѣе питательную и здоровую,—онъ можетъ послѣдовать его совѣту безъ всякаго сомнѣнія и смущенія. Святая церковь требуетъ строгаго соблюденія постовъ отъ людей здоровыхъ, а больнымъ и слабымъ всегда оказываетъ снисхожденіе. Такъ апостольское 69-е правило говоритъ: „аще кто епископъ, или пресвитеръ, или ѵподіаконъ, или чтецъ, или пѣвецъ, не постится въ святую четыредесятницу предъ пасхою,1 или въ среду или въ пятокъ, кромѣ препятствія отъ немощи тѣлесныя, да будетъ изверженъ. Аще же мірянинъ: да будетъ отлученъ^. Здѣсь предписанъ строгій постъ всѣмъ вѣрующимъ, но сдѣлано исключеніе для немощныхъ и болящихъ. Такое же правило даетъ и св. Тимоѳей александрійскій: „больному, говоритъ онъ, по причинѣ изнеможенія его, можетъ быть разрѣшено употребленіе пищи и питія, смотря по тому, что от можетъ понести,—даже въ великую четыредесятницу, предъ наступленіемъ пасхи. Также разрѣшается и женамъ находящимся въ это время въ болѣзняхъ рожденія “ (Прав. 6). Особенно ясно говоритъ объ употребленіи пищи св. Василій Великій: „по достоинству для насъ всякая пища равна, а въ разсужденіи пользы мы различаемъ во всякой питѣ вредное отъ здраваго и полезнаго: ядущій что-либо по нуждѣ не дѣлаетъ беззаконія*. (Прав. 86). Всѣ эти правила внесены въ канонъ церковный, какъ положительное узаконеніе церкви. Такимъ образомъ

совѣсть больного, вкушающаго въ постные дни скоромную пищу, должна быть вполнѣ спокойна. Онъ не дѣлаетъ беззаконія, если вкушаетъ по нуждѣ, по совѣту вѣрующаго врача, для возстановленія здоровья.

Итакъ здоровье нужно беречь, какъ драгоцѣнный даръ Божій. Въ случаѣ же болѣзни, послѣ прилежной молитвы Богу, дозволительно найти искуснаго врача — христіанина (къ иновѣрцу, напр. еврею, язычнику по правиламъ церкви неслѣдуетъ обращаться за врачебною помощію) и съ молитвою къ Создателю, подающему врачеваніе, пользоваться врачебными пособіями.

г) Нѣкоторые отказываются отъ врачебной помощи на томъ основаніи, что будто святые не одобряли лѣчить болѣзни и не лѣчились сами. Неосновательность этого предразсудка не трудно обнаружить: аа) Святые сами подавали врачебную помощь всѣмъ*, многіе изъ нихъ прибѣгали ко врачамъ или домашнимъ врачебнымъ средствамъ. Такъ св. Самп- сонъ страннопріимецъ былъ вмѣстѣ и врачъ. Онъ, какъ сказано въ житіи его, „отъ враческаго художества своего подаваше исцѣленіе^ (Ч.-М. жит. св. Сампсона, іюня 27 д.).

бб) Преподобные Киръ и Іоаннъ, святые Косьма и Даміанъ—были также врачами*, также св. евангелистъ Лука былъ врачъ, какъ мы уже говорили.

вв) Св. Ѳеофилактъ устроялъ и больницы. (Ч.-М. жит. св. ѲеоФил., марта 8 д.).

гг) Святые также прибѣгали и къ врачамъ. Такъ въ житіи преп. Зосимы Финикійскаго пишется, что когда у одного знаменитаго мужа, именемъ Арке- силая, ненарочито жена ранила себѣ спицею око, то св. епископъ Іоаннъ Хозевитъ поспѣшно пришелъ въ домъ того патриція и, увидѣвъ жену его люто страждущею отъ недуга, повелѣлъ тотчасъ врачу, тутъ бывшему, лѣчить больную врачеваніями (тамъ же, жит. Зосимы финик., іюня 8 д.).

дд) Святые не считали грѣхомъ пользоваться и домашними лѣченіями. Такъ, въ житіи св. Аѳанасія аѳонскаго сообщается, что когда онъ съ ученикомъ своимъ Антоніемъ возвращался въ св: гору аѳонскую, то отъ труднаго и продолжительнаго пути у Антонія до того заболѣли ноги, что на нихъ появился отекъ и сильное воспаленіе, и онъ не

430 ' М ѣ с я ц ъ октя брь .

могъ даже продолжать пути. Преподобный Аѳанасій, взявши горсть травы, по которой они шли, растеръ ее въ рукѣ своей и, обложивъ листьями древесными, обвязалъ больныя мѣста св. Антонія платкомъ—и облегчилась болѣзнь Антонія (Аѳонск. патер. жит. св. Аѳанасія аѳонск., іюля 5 дня).

Въ житіи преподобной Евпраксіи дѣвицы также пишется, что когда она разсѣкла себѣ, вмѣсто дерева, собственную свою ногу, игуменія того монастыря, въ которомъ жила св. Ев- праксія, приводила ее въ чувство, возливая холодную воду на лицо ея: а въ другой разъ, когда Евпраксія, зацѣпивъ за собственную свою одежду, упала съ высоты зданія и отъ ушиба истекла кровію, то игуменій прикла-

Св. мученикъ Уарть.