«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

(О преданности Богу).

I. Когда св. мученикъ Уаръ, память коего совершается нынѣ, жившій въ царствованіе римскаго императора Мак- симіана въ Египтѣ, за исповѣданіе имени Христова среди ужаснѣйшихъ мученій преданъ былъ мучительной смерти и тѣло его было выброшено мучителями внѣ града на съѣденіе псамъ, то одна благочестивая вдова христіанка, по имени Клеопатра, съ преданными ей слугами ночью тайно взяла тѣло св. мученика и схоронила на время въ домѣ своемъ. Эта Клеопатра была родомъ изъ Палестины и недавно лишилась своего мужа, бывшаго военачальникомъ. Она питала такую вѣру къ св. мученику, что, возвращаясь на родину съ единороднымъ сыномъ своимъ Іоанномъ, она рѣшилась взять съ собою священные останки мученика, чтобы положить ихъ на родовомъ своемъ кладбищѣ. Клеопатра выпросила у правительства дозволеніе перенести тѣло мужа своего, но подъ видомъ его перевезла на родину тѣло св. мученика Уара. Такое усердіе и почтеніе блаженной Клеопатры къ памяти и священнымъ останкамъ страстотерпца привлекли на нее Божіе благословеніе: единородный сынъ ея благополучно приходилъ въ совершенный возрастъ, готовясь вступить на службу царскую. Блаж. Клеопатра рѣшилась устроить

дышала ей елей и соль къ больному мѣсту. (Ч.-М. жит. Евпраксіи, іюля 25 д.). (Душ. чт. за 1865 г.).

III. Итакъ, отвергнувъ вредные предразсудки, будемъ въ необходимыхъ случаяхъ обращаться къ врачебной помощи, помня, что главный источникъ исцѣленій есть Господь, къ Которому прежде всего и нужно обратиться за помощію- она и будетъ подана, если мы благодатными средствами уврачу- емъ свою душу отъ грѣховъ, въ большинствѣ случаевъ главныхъ причинъ всѣхъ нашихъ болѣзней; а за симъ не возбранно будемъ искать помощи у врачей, которыхъ Господь можетъ послѣ нашего покаянія умудрить намъ во спасеніе. (Свящ. Г. Дьяченко).

тый день.

въ честь св. мученика Уара храмъ, въ который и были перенесены мощи св. мученика. Въ избыткѣ радости при исполненіи искренняго своего желанія, Клеопатра во время совершенія ли-. тургіи въ новоосвященномъ храмѣ особенно усердно молила у св. страстотерпца ходатайства предъ Богомъ за нее и сына ея, да устроитъ для нихъ Господь по Своей благой и совершенной волѣ то, что имъ благопотребно и полезно. По окончаніи литургіи Клеопатра сдѣлала угощеніе духовенству, народу, нищимъ и странникамъ и сама вмѣстѣ съ сыномъ служила при столѣ. Въ тотъ же день къ вечеру сынъ ея разболѣлся и къ полуночи скончался. Пораженная неутѣшнымъ горемъ мать побѣжала въ церковь св. мученика Уара и, припадши къ гробу его, вопіяла: „угодниче Божій! такую ли помощь оказалъ мнѣ за все мое усердіе къ тебѣ? Погибла надежда моя: кто въ старости меня пропитаетъ, кто предастъ гробу тѣло мое? Возврати мнѣ сына моего, какъ нѣкогда Елисей воскресилъ • сына Соманитяныни, или же возьми теперь душу мою“. Такъ вопія отъ тяжкой скорби, Клеопатра заснула. Предъ нею предсталъ св. мученикъ, держа въ рукахъ Іоанна: оба были въ блистающихъ драгоцѣнныхъ одеждахъ и опоясаніяхъ, имѣя вѣнцы на главахъ. Св. мученикъ говорилъ скорбящей матери: „зачѣмъ ты вопіешь ко мнѣ съ ропотомъ? я помню

Мѣ с я ц ъ октябрь. 431

ъсе благодѣяніе, оказанное моему тѣлу, и всегда молю Господа о родѣ твоемъ, среди котораго ты положила меня, — наконецъ я умолилъ Господа о сынѣ твоемъ, чтобы онъ былъ сопричисленъ къ лику святыхъ ангеловъ, и вотъ нынѣ'онъ предстоитъ въ славѣ престолу Вожію. Возьми сына своего и отдай на служеніе царю земному, если не хочешь, чтобы онъ былъ слугою Царю небесному и вѣчному При этихъ словахъ отрокъ крѣпко обнялъ выю св. мученика показалъ ему: „нѣтъ, не отдавай меня опять въ міръ, полный неправдъ и всякихъ беззаконій, оставь меня навсегда въ сопребываніи святыхъ. А ты, родительница, если любишь меня., радуйся моему счастію и не отвлекай отъ небеснаго царства въ земное убожество...“ Такъ чудесно утѣшена была блаж. Клеопатра въ своей тяжкой скорби! Исполненная радости ж веселія, она торжественно похоронила тѣло сына своего при гробѣ мученика, проводивъ его въ могилу не какъ мертвеца, но какъ жениха въ чертогъ брачный. Остальное время жизни своей она провела въ уединенной келліи при храмѣ св. мученика Тара, посвятивъ себя всецѣло благотворительности. По блаженномъ успеніи своемъ она была погребена рядомъ съ сыномъ въ томъ же храмѣ.

II. Итакъ, братіе, во всѣхъ несчастіяхъ, постигающихъ насъ, подобныхъ несчастію, случившемуся съ блажен. Клеопатрою, мы должны не роптать на Бога, но укрѣплять себя (полною преданностью въ волю Божію, зная, что Богъ все творитъ съ нами къ лучшему.

а) Слово Божіе учитъ насъ всегда предаваться Богу и весьма сильно обличаетъ неразуміе бороться съ опредѣленіемъ Божіимъ: предай Господу путь твой и уповай на Него. Покорись Господу (Пс. 36, 5, 7). Горе тому, кто препирается съ Создателемъ своимъ, черепокъ изъ черепковъ земныхъ! Скажетъ ли глина горшечнику: „что ты дѣлаешь ?“ и твое дѣло скажетъ ли о тебѣ: „у него нѣтъ рукъ?" (Ис. 45, 9).—Ты кто, человѣкъ, что споришь съ Богомъ? Издѣліе скажетъ ли сдѣлавшему его: зачѣмъ ты. меня такъ сдѣлалъ? Не властенъ ли горшечникъ надъ миною, чтобы изъ той же смѣси сдѣлать одинъ сосудъ для почетнаго употребленія.,

а другой для низкаго?(Рим. 9, 20—21). Наказанія Господня, сынъ мой, не отвергай, и не тяготись обличеніемъ Его*, ибо кого любитъ Господь, того наказываетъ и благоволитъ къ тому, какъ отецъ къ сыну своему (Притч. 3, 11-12, Евр. 12, 5-6). - Забудетъ ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалѣть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя, говоритъ Самъ Господь. (Ис. 49. 13. 15).—Господь послалъ горе, и помилуетъ по великой благодати Своей (Пл. Іер. 3, 32).

б) Свв, отцы и учители церкви также увѣщеваютъ насъ предать себя въ волю Божію. Св. Іоаннъ Златоустъ говоритъ: „какъ глина принимаетъ всякій видъ, какой только даютъ ей руки обдѣлывающаго ее: такъ и человѣку должно сообразоваться съ тѣмъ, что повелѣваетъ Богъ, и что Богъ посылаетъ, то и принимать съ благодарностію, ни- сколько не противорѣча и не дѣлая никакихъ изслѣдованій*, потому что судьбы Божій непостижимы не для однихъ насъ, но и для людей святыхъ и чудныхъ, которые жили прежде насъа. (Св. Іоанна Злат. слова т. 3, стр. 276 и 277. Спб. 1850 г.).

„Все управляется благостію Владыки, пишетъ св. Василій В. Что ни случается съ нами, мы не должны принимать сего за огорчительное, хотя бы въ настоящемъ и чувствительно трогало оно нашу немощь. Хотя не знаемъ законовъ, по которымъ все, что ни бываетъ съ нами, посылается намъ отъ Владыки во благо; однако же должны мы быть увѣрены въ томъ, что случившееся съ нами, безъ сомнѣнія, полезно или намъ самимъ по причинѣ награды за терпѣніе, или душѣ у насъ похищенной, (т.-е. чрезъ нашу смерть), чтобы она, замедливъ долѣе въ сей жизни, не заразилась порокомъ, водворившимся въ мірѣ* (Вас. В. въ русск. пер., т. 6, стр. 239).

„Мы не знаемъ путей промысла Божія, пишетъ св. авва Дороѳей, и потому должны предоставлять Ему устроять все, касающееся до насъ... Ибо если ты захочешь по человѣческимъ мыслямъ судить о случающемся, вмѣсто того, чтобы возлагать всю печаль свою на Бога, то такіе помыслы лишь утру- дятъ тебя... Изъ всего, что творитъ Богъ, нѣтъ ничего такого, чтобы не