«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

гонится уже не невинно. Но тотъ дѣйствительно страдаетъ и терпитъ невинно, кто, не подавая самъ никакого повода къ гоненію, всякое гоненіе, всякое преслѣдованіе за то, что онъ не хочетъ измѣнить правдѣ, переноситъ безропотно и терпѣливо, безъ жалобъ, безъ озлобленія и мести, надѣясь единственно на правоту своего дѣла и на мздовоздаятеля всѣхъ Бога, Который разсудитъ всѣхъ по правдѣ и воздастъ каждому по дѣломъ его. Отсюда люди, гонимые невинно и за правду, бываютъ всегда смиренны, безропотны и покорны волѣ Провидѣнія.

III. Если Господу угодно будетъ послать намъ скорби за правое дѣло, то да сподобитъ Онъ насъ перенесть ихъ по примѣру св. угодниковъ Божіихъ съ постоянствомъ, мужествомъ и терпѣніемъ. (Сост. Г. Д—ко съ дополн. по проп., прилож. къ „Рук. для сел. паст.“, за 1890 г. іюнь мѣс. стран. 375-380).

рвый день.

сей свѣтлой и вожделѣнной для насъ истинѣ.

а) Когда возрастаетъ вѣра, возрастаетъ и царство, преуспѣваетъ и просвѣщеніе въ народѣ, не лжеименное просвѣщеніе мудрствователей, закрывающихъ глаза свои отъ Солнца правды (Мал.

4, 2) — I. Христа и ищущихъ свѣта во тьмѣ противорѣчивыхъ измышленій, но просвѣщеніе истинное, исходящее свыше отъ Отца свѣтовъ (Іак. 1, 17) и основанное на премудрости (1 Кор.

2, 7), открытой намъ въ евангеліи. Тверда вѣра, твердо царство*, колеблется вѣра, колеблется царство", ослабѣваетъ вѣра, ослабѣваетъ царство', изсякаетъ вѣра, изсякаетъ благоденствіе народа; исчезаетъ вѣра, исчезаетъ и царство. Законъ сей неизмѣ- ненъ, какъ непремѣнна правда Божія. То только благоденствіе народа твердо, неизмѣнно, которое основано на благочестіи, на смиренной вѣрѣ въ Бога.

Изъ чистаго источника истинной вѣры въ Бога, естественно, проистекаетъ непоколебимая вѣрность, любовь и благоговѣніе къ Царю, Помазаннику Господню. Одно съ другимъ соединено неразрывнымъ союзомъ, одно безъ другого быть не можетъ. Невѣрность Царю есть исчадіе

Мѣ с я ц ъ октябрь. 435

невѣрія въ Бога. Такъ, истинная вѣра въ Бога и святая вѣрность Царю, Помазаннику Господню, составляетъ краеугольный камень, единое твердое основаніе, на которомъ зиждется благоденствіе народа. И гдѣ очевиднѣе сія истина, какъ не въ нашемъ благословенномъ отечествѣ?

б) Обратимъ взоръ свой на судьбы отечества нашего со временъ древнихъ до настоящаго. Краеугольнымъ камнемъ, на которомъ утверждалось наше царство въ тяжкую годину испытаній, всегда служила православная вѣра, наслѣдованная нами отъ православной Греціи. Угодно было Богу посѣтить Россію страш- інымъ нашествіемъ монголовъ, по-видимому, въ конецъ разрушившихъ ея благоденствіе. Но съ нами Богъ, съ нами православная вѣра,—и вѣрная Богу Россія, съ единою помощію Его свергнувъ тяжкое иго враговъ, еще съ большею крѣпостію утверждалась на камени православія и единодержавія.

Угодно было Богу испытать Россію смутами, угрожавшими ей потерею всего самаго дорогого—вѣры, народности и самостоятельности государственной. Но съ нами Богъ, съ нами православная вѣра, — и Господь Богъ за вѣру и вѣрность Отцевъ нашихъ, избавивъ насъ отъ козней враговъ нашихъ, даровалъ Россіи Родоначальника Царствующаго Дома, въ которомъ утвердилъ благословенное самодержавіе.

Угодно было Богу попустить нашествіе завоевателя, слывшаго непобѣдимымъ и мнившаго подавить насъ силами соединенной Европы. Но съ нами Богъ, съ нами православная вѣра и вѣрность Помазаннику Господню, — и непобѣдимый побѣжденъ, неисчислимыя полчища его разсѣяны.

в) Вѣруемъ и уповаемъ, яко съ нами Богъ — и нынѣ. Пусть многочисленные враги наши — и вмѣстѣ враги мира— покрываютъ моря и сушу, пусть предпринимаютъ всякія ухищренія противъ величія христолюбивой Россіи, мы вѣруемъ и уповаемъ, что Тотъ, Кто изрекъ: созижду церковь Мою, и врата ■адова не одолѣюпп ей (Матѳ. 16,18),— Самъ и нынѣ ратуетъ за святую церковь Свою, и защититъ и упасетъ ю. Вѣруемъ и уповаемъ, что, установ- ляя и предѣлы царства русскаго въ мѣсто селенія святой Своей церкви, Самъ возлагаетъ Свой судъ о всѣхъ