«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Изъ чистаго источника истинной вѣры въ Бога, естественно, проистекаетъ непоколебимая вѣрность, любовь и благоговѣніе къ Царю, Помазаннику Господню. Одно съ другимъ соединено неразрывнымъ союзомъ, одно безъ другого быть не можетъ. Невѣрность Царю есть исчадіе

Мѣ с я ц ъ октябрь. 435

невѣрія въ Бога. Такъ, истинная вѣра въ Бога и святая вѣрность Царю, Помазаннику Господню, составляетъ краеугольный камень, единое твердое основаніе, на которомъ зиждется благоденствіе народа. И гдѣ очевиднѣе сія истина, какъ не въ нашемъ благословенномъ отечествѣ?

б) Обратимъ взоръ свой на судьбы отечества нашего со временъ древнихъ до настоящаго. Краеугольнымъ камнемъ, на которомъ утверждалось наше царство въ тяжкую годину испытаній, всегда служила православная вѣра, наслѣдованная нами отъ православной Греціи. Угодно было Богу посѣтить Россію страш- інымъ нашествіемъ монголовъ, по-видимому, въ конецъ разрушившихъ ея благоденствіе. Но съ нами Богъ, съ нами православная вѣра,—и вѣрная Богу Россія, съ единою помощію Его свергнувъ тяжкое иго враговъ, еще съ большею крѣпостію утверждалась на камени православія и единодержавія.

Угодно было Богу испытать Россію смутами, угрожавшими ей потерею всего самаго дорогого—вѣры, народности и самостоятельности государственной. Но съ нами Богъ, съ нами православная вѣра, — и Господь Богъ за вѣру и вѣрность Отцевъ нашихъ, избавивъ насъ отъ козней враговъ нашихъ, даровалъ Россіи Родоначальника Царствующаго Дома, въ которомъ утвердилъ благословенное самодержавіе.

Угодно было Богу попустить нашествіе завоевателя, слывшаго непобѣдимымъ и мнившаго подавить насъ силами соединенной Европы. Но съ нами Богъ, съ нами православная вѣра и вѣрность Помазаннику Господню, — и непобѣдимый побѣжденъ, неисчислимыя полчища его разсѣяны.

в) Вѣруемъ и уповаемъ, яко съ нами Богъ — и нынѣ. Пусть многочисленные враги наши — и вмѣстѣ враги мира— покрываютъ моря и сушу, пусть предпринимаютъ всякія ухищренія противъ величія христолюбивой Россіи, мы вѣруемъ и уповаемъ, что Тотъ, Кто изрекъ: созижду церковь Мою, и врата ■адова не одолѣюпп ей (Матѳ. 16,18),— Самъ и нынѣ ратуетъ за святую церковь Свою, и защититъ и упасетъ ю. Вѣруемъ и уповаемъ, что, установ- ляя и предѣлы царства русскаго въ мѣсто селенія святой Своей церкви, Самъ возлагаетъ Свой судъ о всѣхъ

сосудѣхъ лукавыхъ, прикасающихся наслѣдію Его (Іер. 12, 14), а вѣрное ему царство русское воспрославитъ новою славою и превознесетъ предъ лицемъ міра.

Вѣруемъ и уповаемъ, что омраченіе, объявшее въ наше время умы нѣкоторыхъ, иже отъ насъ изыдоша, но не бѣша отз насъ (1 Іоан. 2, 19), принадлежащихъ отечеству только по мѣсту рожденія, но вполнѣ чуждыхъ ему по вреднымъ убѣжденіямъ и пагубнымъ стремленіямъ, — что омраченіе, объявшее этихъ сыновъ погибельныхъ (Іоан. 17, 12), разсѣется, яко дымъ (Пс.

о7, 3), и отечество ваше будетъ, по прежнему, твердо и непоколебимо доблестію истинныхъ сыновъ своихъ, вѣрующихъ въ Бога и чтущихъ Помазанника Его.

III. Такъ, братія, Господь выну будетъ съ нами, будетъ охранять и спасать насъ, постоянно возводя отечество наше отъ силы въ силу и отъ славы въ славу, если мы будемъ соединять съ православною вѣрою въ Бога непоколебимую вѣрность и нелицемѣрную любовь власти предержащей, которой отечество наше такъ много обязано своимъ настоящимъ величіемъ. (Извлеч. въ сокращеніи изъ „Словъ и рѣч.а Палладія, епископа рязанск. и зарайск., нынѣ митрополита с.-петербургскаго, стр. 181—184).

Поуч. 2-ое. День восшествія на престолъ Государя Императора Николая Александровича.

(Печальные плоды умственнаго образованія безъ религіозно - нравственнаго воспитанія Не престаю, благодаря о васъ, поминаніе о васъ творя въ молитвахъ моихъ: да Богъ Господа нашего Іисуса Христа, Отецъ славы, дастъ вамъ духа премудрости и откровенія въ познаніе Его: просвѣщенна очеса сердца вашего (Еф.

1, 16-18).