«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

II. Дѣятельность человѣческаго ума дѣйствительно была бы весьма плодотворна, если бы она совершалась подъ знаменемъ вѣры христіанской и руководствомъ закона христіанскаго,—когда въ людяхъ было бы много не одного знанія, а и любви, и добра, и чести. Въ томъ и горе наше, что свѣтъ просвѣщенія широко льется на насъ, но онъ не грѣетъ насъ: онъ. озаряетъ наши умы, возбуждаетъ ихъ, подвигаетъ иногда на усиленныя и изнурительныя работы, но не согрѣваетъ нашихъ сердецъ живительною

I теплотою любви къ премудрому Твор- ! цу и Промыслителю, участія и состраданія къ нашему ближнему, искренней дружбы и родственнаго расположенія. Нынѣ ума между людьми много, но сердца мало, — оно сухо и черство; ума много, а нравственность отъ того не только нисйолько не стала выше и чище,—напротивъ, по общему признанію, нравственность, съ развитіемъ образованія, пришла въ большій упадокъ. Такъ и должно быть, когда всѣ наши усилія были устремлены на развитіе ума въ чело-

Мѣ с я ц а октябрь. 437

шѣкѣ и оставлены въ пренебреженіи его воля и сердце, которымъ было предоставлено развиваться по вѣтру общаго теченія, по началамъ себялюбія, по требованіямъ страстей и похотей. Печальные плоды такого направленія отразились въ нашей жизни со всею ясностію.

а) Время наше не даромъ получило нелестное наименованіе вѣка всякой Фальши. Куда ни обратитесь, вездѣ вы попадете часто на что-нибудь фальшивое. Пищу ли вы вкушаете, напитки разные пьете, вы знаете, что многое въ нихъ поддѣлано и отравлено не безвредными примѣсями, которыя должны причинять вредъ вашему здоровью. Одѣваетесь ли вы. и тутъ бойтесь, что ваша одежда часто не такова, какою кажется. Возжигаете вы даже восковую свѣчу или лампаду предъ святыми иконами и знаете, что не всегда зта свѣча или это масло свободны отъ нечистыхъ примѣсей. А затѣмъ поддѣлка вездѣ и во всемъ, Фальшивая монета, у иныхъ людей Фальшивая наружность, а иногда даже и Фальшивыя чувства и рѣчи преслѣдуютъ васъ на каждомъ шагу и постоянно твердятъ вамъ: берегись, не довѣряй, тебя обманываютъ; у людей нынѣ совѣсти совсѣмъ не стало. И въ самомъ дѣлѣ, вели бы развиты были въ людяхъ воля добрая и сердце благородное,— вели бы приложены были заботы о чистотѣ нравственности, развѣ возможно было бы такое широкое распространеніе между нами Фальши и обмана?

б) Присмотритесь къ другимъ недугамъ нашего времени и они вамъ скажутъ объ одностороннемъ развитіи нашемъ. Сомнѣнія и безразличіе въ вѣрѣ, маловѣріе и даже невѣріе — вотъ болѣзни однихъ; этихъ болѣзней скрыть нельзя, такъ какъ существованіе ихъ среди пасъ всѣмъ извѣстно. Кто у насъ въ обществѣ возстанетъ на защиту сво- ^й вѣры и церкви съ ея уставами и обрядами? Не скорѣе ли найдутся вез- дѣ такіе, которые готовы раздѣлить глумленіе надъ ними и осмѣяніе ихъ? Оттого смѣло приходи къ намъ всякій лжеучитель и проповѣдуй все, что угодно, противъ нашей вѣры, ея уставовъ и обрядовъ: охотники слушать лжеученіе и слѣдовать ему въ нашемъ обществѣ всегда найдутся. Значитъ, не утвердилось наше сердце во Господѣ

и наша воля мало поучалась въ законѣ Его.

в) Другіе всѣми и всѣмъ недовольны, все у насъ осуждаютъ и порицаютъ. Не хороши будто бы порядки, заведенные у насъ*, не хороши будто бы люди, поставленные начальствовать и управлять. Все у насъ нужно будто бы передѣлать по новому и измѣнить всѣ существующіе порядки. Недовольство такихъ людей доходитъ иногда до озлобленія и крайняго ожесточенія. Горделивое самообольщеніе доводитъ ихъ до того, что въ сердцахъ ихъ не оказывается ни снисхожденія, ни жалости къ людямъ. Окаменѣло сердце у такихъ людей.

г) Третьи въ жизни цѣнятъ только внѣшнія блага и чувственныя наслажденія. Ко всему на свѣтѣ эти люди равнодушны и холодны, кромѣ внѣшнихъ благъ и чувственныхъ удовольствій. Въ погонѣ за ними, эти люди готовы пожертвовать всѣмъ: и своею честью, и своею совѣстію, и родствомъ, и дружбою, и любовію. Стремленій высшихъ, духовныхъ у такихъ людей нѣтъ*, все погибло въ омутѣ страстей и пороковъ. У такихъ людей все приносится въ жертву тельцу золотому, и беззавѣтное служеніе ему считается и современнымъ, и умнымъ, и нисколько не позорнымъ для человѣка. Одебелѣло сердце людей этихъ и духовныя очи ихъ закрылись для высшаго духовнаго міра.

III. Такъ, братія, умственное развитіе въ нашемъ обществѣ растетъ и распространяется, но вмѣстѣ съ этимъ счастье и миръ уходятъ отъ людей куда-то далыпе и дальніе. Помыслимъ объ этомъ и постараемся врачевать болѣзнь, пока она еще не стала застарѣлою и неизлѣчимою. Обратимъ все вниманіе, все наше стараніе къ тому, чтобы наши дѣти получили не только здравое и полезное умственное развитіе, но и глубокое и основательное религіозно - нравственное воспитаніе, безъ котораго одно умственное образованіе не можетъ дать ни хорошихъ гражданъ для земли, ни сыновъ и наслѣдниковъ царствія Вожія на небѣ. Аминъ. (Сост. съ нѣкотор. дополн. по „Словамъ, поуч. и рѣчамъ00, прот. о. Е. Мегорскаго, Спб.).

438 Мѣ с я ц ъ октябрь.

Поуч. 3-ье. День восшествія на престолъ Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича *).

(0 почтеніи дѣтей къ своимъ родителямъ и о почитаніи Царской власти).

I. Въ нынѣшній высокоторжественный день восшествія на прародительскій престолъ Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича, истиннаго Отца отечества, котораго всѣ его вѣрноподданные, какъ послушныя и любящія дѣти, должны почитать и которому должны во всемъ оказывать покорность, какъ требуетъ того слово Вожіе, св. церковь, совѣсть, здравый разумъ, личная польза каждаго и благо государственное, умѣстно будетъ, братіе мой, побесѣдовать о почтеніи дѣтей къ родителямъ.