«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

в) Другіе всѣми и всѣмъ недовольны, все у насъ осуждаютъ и порицаютъ. Не хороши будто бы порядки, заведенные у насъ*, не хороши будто бы люди, поставленные начальствовать и управлять. Все у насъ нужно будто бы передѣлать по новому и измѣнить всѣ существующіе порядки. Недовольство такихъ людей доходитъ иногда до озлобленія и крайняго ожесточенія. Горделивое самообольщеніе доводитъ ихъ до того, что въ сердцахъ ихъ не оказывается ни снисхожденія, ни жалости къ людямъ. Окаменѣло сердце у такихъ людей.

г) Третьи въ жизни цѣнятъ только внѣшнія блага и чувственныя наслажденія. Ко всему на свѣтѣ эти люди равнодушны и холодны, кромѣ внѣшнихъ благъ и чувственныхъ удовольствій. Въ погонѣ за ними, эти люди готовы пожертвовать всѣмъ: и своею честью, и своею совѣстію, и родствомъ, и дружбою, и любовію. Стремленій высшихъ, духовныхъ у такихъ людей нѣтъ*, все погибло въ омутѣ страстей и пороковъ. У такихъ людей все приносится въ жертву тельцу золотому, и беззавѣтное служеніе ему считается и современнымъ, и умнымъ, и нисколько не позорнымъ для человѣка. Одебелѣло сердце людей этихъ и духовныя очи ихъ закрылись для высшаго духовнаго міра.

III. Такъ, братія, умственное развитіе въ нашемъ обществѣ растетъ и распространяется, но вмѣстѣ съ этимъ счастье и миръ уходятъ отъ людей куда-то далыпе и дальніе. Помыслимъ объ этомъ и постараемся врачевать болѣзнь, пока она еще не стала застарѣлою и неизлѣчимою. Обратимъ все вниманіе, все наше стараніе къ тому, чтобы наши дѣти получили не только здравое и полезное умственное развитіе, но и глубокое и основательное религіозно - нравственное воспитаніе, безъ котораго одно умственное образованіе не можетъ дать ни хорошихъ гражданъ для земли, ни сыновъ и наслѣдниковъ царствія Вожія на небѣ. Аминъ. (Сост. съ нѣкотор. дополн. по „Словамъ, поуч. и рѣчамъ00, прот. о. Е. Мегорскаго, Спб.).

438 Мѣ с я ц ъ октябрь.

Поуч. 3-ье. День восшествія на престолъ Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича *).

(0 почтеніи дѣтей къ своимъ родителямъ и о почитаніи Царской власти).

I. Въ нынѣшній высокоторжественный день восшествія на прародительскій престолъ Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича, истиннаго Отца отечества, котораго всѣ его вѣрноподданные, какъ послушныя и любящія дѣти, должны почитать и которому должны во всемъ оказывать покорность, какъ требуетъ того слово Вожіе, св. церковь, совѣсть, здравый разумъ, личная польза каждаго и благо государственное, умѣстно будетъ, братіе мой, побесѣдовать о почтеніи дѣтей къ родителямъ.

Если дѣти научатся почитать родителей, то они будутъ не только истинными гражданами земного царства, но и доблестными гражданами царства небеснаго.

II. Родители должны быть нѣкоею неприкосновенною святынею, къ которой дѣти не смѣли бы касаться ни дѣломъ, ни словомъ, ни даже помысломъ сколько-нибудь непочтительнымъ.

а) Этого требуетъ, во-первыхъ, высочайшая важность сана родительскаго.

Откуда въ людяхъ званіе родительское? Апостолъ Павелъ отвѣчаетъ, что отъ Бога получаетъ имя всякое отечество, какъ на небесахъ,такъ и на землѣ (Еф. 3, 15), т. е. первый Отецъ и ангеловъ и человѣковъ есть Богъ.Итакъ въ отношеніи къ людямъ хотя дѣти раждаются отъ родителей, но первый и высшій отецъ ихъ есть Самъ Богъ, Отецъ всяческихъ. Въ самомъ дѣлѣ, сами-ли собою родители рождаютъ дѣтей? Если сами собою: то почему-жъ иные хотѣли бы имѣть дѣтей, но не рождаютъ, иные желали бы сократить число дѣтей, но рождаютъ; третьи, послѣ долговременнаго безплодія, просятъ дѣтей у Бога и выпрашиваютъ-, четвертые и долго просятъ и во всю жизнь не получаютъ? Нѣтъ, не родители сами собою рождаютъ дѣтей, но Самъ Господь чрезъ родителей, какъ чрезъ живыя орудія промыслительна-

!) Примѣч. Это поученіе можетъ быть раздѣлено на три поуч. по букв. а) б) и в).

го Своего творчества, ихъ создаетъ и

?опадаетъ, какъ и исповѣдали къ Богу овъ и Давидъ: руцѣ Твой сотвори- стѣ мя и создастѣ мя (Іов. 10, 8; псал. 118, 73), такъ что Отецъ человѣковъ въ смыслѣ прямомъ и собственномъ есть Богъ, какъ преимущественно называлъ Его Самъ I. Христосъ-, а люди называются ихъ отцами и матерями, только какъ дѣйствующія въ десницѣ Божіей орудія ихъ созданія в рожденія.