«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Во-вторыхъ, сдѣлавши шагъ къ совершенству духовному, т. е. начавши или истреблять въ себѣ какую-либо худую наклонность или пріобрѣтать навыкъ къ какой-либо добродѣтели^ отнюдь не должно ни подаваться назадъ, ни даже останавливаться на одномъ мѣстѣ долго. „Душа человѣческая, учитъ св. Григорій вел., въ мірѣ семъ подобна кораблю, плывущему противъ стремленія волнъ: на одномъ мѣстѣ никакъ нельзя остановиться, и если она но употребитъ усилій простираться впередъ, то будетъ увлечена въ глубину".

III. Молитвами препод. Иларіона да поможетъ намъ Богъ итти въ царствіе Божіе, не смотря на всѣ препятствія. Аминъ. (Сост. свящ. Г. Дьяченко па Воскр. чтен. за 1859 г. № 13-й).

Поуч. 6-ое. Препод. Иларіонъ Великій.

(Жизнь есть духовная война).

I. День памяти препод. Иларіона Великаго, жившаго въ Палестинѣ въ IV вѣкѣ, всю жизнь боровшагося съ врагами нашего спасенія- діаволомъ, плотію и міромъ—молитвою, словомъ Божіимъ, постомъ и др. подвигами благочестія, невольно напоминаетъ намъ, братія, о той часто забываемой нами истинѣ, что жизнь есть духовная война.

Святитель Тихонъ задонскій такъ о семъ учитъ: „Жизнь наша есть духовная война съ невидимыми духами злобы и съ своей плотіюct.

II. а) „Люты и жестоки враги наши видимые: но еще болѣе люты, еще болѣе жестоки враги невидимые, то есть демоны. Нѣтъ злѣйшаго и хитрѣйшаго врага, какъ сатана и демоны его*, а посему и брань съ ними весьма опасна для насъ. Когда люди противъ людей воюютъ, то иногда и отдыхъ имѣютъ отъ брани: но сатана и аггелы его злые никогда йе спятъ, но всегда бодрствуютъ и тщатся насъ низложйть. Брань, которая меясду людьми бываетъ, хотя и продолжается, однако перестанетъ^ миръ заключается: но: у христіанъ непрестанная брань, даже до смерти, про-

446 Мѣсяцъ октябрь.

тивъ враговъ своихъ, и только смертію кончится".

„Демоны имѣютъ свое оружіе, и христіане имѣютъ свое оружіе. Демоны борютъ насъ оружіемъ страстей и удовъ нашихъ; и столько у нихъ оружія, сколько въ плоти нашей страстей. А христіанское оружіе есть слово Божіе и молитва. Христіанинъ безъ молитвы и слова Вожія, какъ воинъ безъ меча и ружья. Воины на брани всегда при себѣ имѣютъ мечъ и оружіе: такъ и христіане всегда должны быть вооружены духовнымъ мечемъ глагола Вожія и оружіемъ молитвы. Ибо непрестанная у нихъ брань противу враговъ своихъ. Почему повелѣвается имъ: непрестанно молитесяu (1 Сол. 5, 17).

„Воины на брани бодрствуютъ и весьма осторожно поступаютъ ради окружающихъ враговъ: такъ и христіанамъ на брани своей должно бодрствовать и осторожно поступать всегда; ибо всегда окружаютъ враги ихъ. Посему и сказано: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостатъ вашъ діаволъ, яко левъ рыкая, ходитъ, искій кого поглотити: емуже противитеся тверди вѣрою (1 Петр.

5, 8-9)“.

„На брани имѣются начальники и полководцы, которые воиновъ научаютъ, наставляютъ и поощряютъ къ доброму подвигу противу врага: такъ и на брани христіанской есть начальники— пастыри и учители, которые христіанъ вооружаютъ словомъ Божіимъ противъ врага діавола, научаютъ и наставляютъ, какъ противъ его стоять и подвизаться; и никто такъ врагу сему не досаждаетъ, какъ пастыри и учители добрые. Посему злобный духъ ни на дого не гнѣвается и не свирѣпѣетъ такъ много, какъ на пастырей и учителей. Берегись же, христіанинъ, хотя и всякаго человѣка, а наипаче пастыря и учителя злословить, да не съ діаволомъ едино будешь мудрствовать. Смотри, христіанинъ, злобу, вражду и лютость противъ тебя врага твоего, и берегись его. Не злато, не сребро и прочее вещество тлѣнное, но вѣчное и нетлѣнное сокровище, спасеніе твое усиливается у тебя отнять врагъ твой. Береги же сіе не только паче имѣнія, но и паче живота твоего".

„А какъ слово Божіе и молитва служатъ оружіемъ, внимай. Діаволъ поощряетъ