«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Кругъ Поучен. т. П.

ко благосердію Владыки! И поистинѣ, кому мы должны приписать безпредѣльное снисхожденіе къ намъ грѣшныхъ Всемилостиваго? Кому, какъ не Ея непрестанному о насъ ходатайству и заступленію? По Ея только предстательству, праведный Судія небесный за многое множество прегрѣшеній нашихъ не предаетъ насъ крайней совершенной погибели. И что было бы съ нами, если бы мы лишились Ея матерняго заступленія? Тогда давно бы погибли мы подъ тяжестію грѣховъ нашихъ, бѣдъ и скорбей.

III. Имѣя столь великую и усердную Заступницу, прилежно къ Ней прите- цемъ, грѣшніи и смиренны. Она, Царица небесная, готова выну ходатайствовать о насъ, только бы мы прибѣгали къ Ея предстательству съ теплою и усердною молитвою, съ твердою вѣрою и упованіемъ. И тогда Она Сама не отступитъ и отъ насъ Своимъ бла- госердіемъ, а будетъ сохранять и спасать насъ отъ всякаго зла, внимая молитвамъ нашимъ.(Извлеч. изъ„Словъ и рѣчейи Палладія, еписк. рязанскаго и зарайскаго, нынѣ митр. с.-петербургскаго, стр. 134—139).

Поуч. 2-ое. Празднованіе въ честь Казанскія иконы Пресвятыя Богородицы.

(Крѣпость русскаго царства зависитъ отъ беззавѣтной преданности . народа своему царю).

I. Въ исторіи отечества нашего были такія мрачныя времена, когда общественныя бѣдствія подобно грозной тучѣ надвигались на него, готовыя разрѣшиться сокрушительными ударами, и когда внезапно возсіявала милость Божія, спасавшая Россію отъ неминуемой погибели. Таково и воспомина- емое нынѣ церковію событіе избавленія отечества нашего отъ иноземнаго порабощенія заступленіемъ Пресвятой Богородицы. Вотъ уже прошло двасъ половиною столѣтія съ тѣхъ поръ, какъ оно совершилось; но церковь никогда не престанетъ съ благодарнымъ чувствомъ воспоминать объ этомъ событіи...

II. Страшное, бр., было то время для царства русскаго. На престолѣ русскомъ пресѣкся рядъ царей Влади- мірова рода! Престолъ оставался не-

29

450 Мѣсяцъ октябрь.

занятымъ... Правда, пробовали было всходить на престолъ русскій нѣкоторые изъ соотечественниковъ нашихъ, но это продолжалось недолго. Явились самозванцы, которые выдавали себя за потомковъ послѣдняго царя рус скаго и потрясли престолъ русскій до послѣднихъ основаній. Внутри государства отъ безначалія господствовали устроенія., распри и междоусобія. Врагамъ отечества нашего только этого и хотѣлось. Съ одной стороны шведы, а съ другой поляки вторглись въ царство русское, опустошая города и села; послѣдніе даже вошли въ Москву, тогдашнюю столицу русскаго царства, и старались возвести на престолъ русскій польскаго королевича Владислава.

Уже полъ-Россіи было за ними, уже въ нѣкоторыхъ храмахъ возглашали имя Владислава,какъ царя русскаго... Но иноземной ли, насильствевенно поставленной, главѣ быть въ мирѣ съ русскимъ сердцемъ ?Разновѣрцу ли возсѣсть на престолѣ русскомъ? Нѣтъ; явились истинные сыны церкви православной и отечества, которые и возстали на защиту порабощеннаго отечества. Такъ изъ обители препод. Сергія раздался голосъ инока Авраамія Гіалицына по всей землѣ русской, призывавшій русскихъ людей къ избавленію отечества отъ иноземнаго порабощенія. На зовъ его откликнулся истинный сынъ отечества, нижегородскій гражданинъ Косма Мининъ, который, собравъ народъ, сказалъ ему: „станемъ за св. Русь, за домъ Пресвятой Богородицы, за чудотворцевъ Петра, Алексѣя и Филиппа; заложимъ женъ и дѣтей, но освободимъ отечество!“ Эти слова, какъ раскаты грома, пробудили умы и сердца малодушныхъ. Собралась цѣлая рать, рать священная, которой подобной не было ни прежде, ни послѣ, и отправилась спасать отечество подъ начальствомъ князя Пожарскаго. Рать эта должна была избавить отечество отъ иноземнаго порабощенія; но между тѣмъ у этой рати не было ни средствъ къ своему существованію, ни оружія, а что всего важнѣе, недоставало единодушія въ воинахъ и вождяхъ. Вотъ истощены уже послѣднія средства къ содержанію, которыя доставляла обитель преп. Сергія, вотъ значительная часть рати, волнуемая кознями славо-

любцевъ, уже оставила станъ отечественный и готова стать за враговъ!.. Духъ мужества, воспламенявшій воиновъ православныхъ, упадаетъ... Са- мое время начинаетъ помогать врагамъ: наступаютъ осеннія непогоды столь неблагопріятныя для осаждающихъ. Еще одинъ неудачный приступъ, одинъ междоусобный споръ, и первая вьюга разсѣетъ остатки рати священной. Прости тогда свобода отечества! Ради нея все было принесено въ жертву, но видно, не угодно было Господу Богу принять этой жертвы... Такъ думалъ не одинъ добрый сынъ отечества.

Что же спасло землю русскую отъ погибели? Не обинуясь скажемъ, что ее спасла вѣра православныхъ и молитвы св. угодниковъ.

Какъ же это случилось? Когда человѣческими силами нельзя было прогнать враговъ отечества, то всѣ истинные сыны церкви и отечества, по внушенію вѣры, возложили на себя трехдневный постъ и молитву къ Богоматери предъ чудотворнымъ Ея образомъ, принесеннымъ изъ г. Казани и находившемся въ Казанскомъ ополченіи, и св. угодникамъ россійскимъ, да хода тайствуютъ они предъ Богомъ о дарованіи воинамъ русскимъ побѣды надъ врагами. И что же? Молитва ихъ была услышана. Въ слѣдующую ночь преп. Сергій явился митрополиту Арсенію, томившемуся въ тяжкомъ плѣну въ темницѣ у поляковъ, и сказалъ ему: „ваша и наша молитва услышана! По ходатайству Пречистой Матери Божіей и св. чудотворцевъ московскихъ, Господь преложилъ гнѣвъ Свой на милость. Завгра Москва будетъ въ рукахъ осаждающихъ, и Россія спасена^. Какъ бы въ подтвержденіе пророчества этого возвращено было св. старцу здравіе и крѣпость силъ. Эта радостная вѣсть скоро разнеслась по всему войску русскому, которое мужественнымъ нападеніемъ на враговъ принудило ихъ сдаться и удалиться изъ Москвы. Этимъ церковь и отечество спаслись отъ иноземнаго порабощенія. Благоговѣя предъ небесною Помощницею, благодарное русское воинство въ слѣдующій воскресный день совершило молебное пѣніе ко Пресвятой Богородицѣ, спасшей царство русское, и вошло въ освобожденную столицу. Чтобы память спа-