«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Мѣсяцъ октябрь. 451

«отельнаго заступленія Пресвятыя Богородицы надъ отечествомъ не ослабѣла отъ времени, положено единодушно совершать ежегодно тержествен- ное воспоминаніе его въ настоящій день.

Возблагодаримъ же, бр., Господа и Пречистую Его Матерь за столь великія благодѣянія, явленныя къ утвержденію и возвеличенію отечества нашего, приведеннаго къ своей славѣ путемъ тяжкаго испытанія единственно десницею Божіей.

Но, благодаря Господа Бога, спросимъ себя братіе: что довело тогдашнихъ нашихъ соотечественниковъ до такого несчастія? Безначаліе, лишеніе законнаго царя и затѣмъ междоусобія и крамолы. Какой же, послѣ сего, поучительный урокъ представляетъ для насъ это событіе? Тотъ, что крѣпость русскаго царства зависитъ отъ беззавѣтной преданности русскому Царю всѣхъ его подданныхъ, которые единодушно должны признавать въ немъ истиннаго Богомъ даннаго Отца отечества и съ любовію повиноваться его волѣ и издаваемымъ Имъ ко благу всѣхъ загонамъ. Нынѣ между нами на почвѣ царства русскаго находятся изверги человѣчества, правда ничтожные числомъ., ио полные безумія и сатанинской гордости, которые, подъ видомъ попеченія о благѣ и счастіи царства русскаго, проповѣдуютъ безначаліе, какое-то равенство, возстаютъ противъ правительства и всякаго порядка, отвергаютъ всякую собственность, пріобрѣтаемую усиленнымъ трудомъ и заботами, извергаютъ хулы на Божію церковь и ея служителей, не признаютъ существованія жизни духовной, готовы даже поднять руки на самого Помазанника Божія, что сдѣлали уже съ въ Возѣ почившимъ Царемъ - Освободителемъ, Императоромъ Александромъ -Николаевичемъ. (См. проп. прилож. къ Руков. для с. паст. за 1886 г. окт.).

III. Страшныя бѣдствія предковъ нашихъ, доведенныхъ до края погибели подобными людьми, да научатъ насъ, бр., быть благоразумными, да побудятъ они насъ удаляться этихъ волковъ , прикрывающихъ свою злобу овечьею кожею, и да вразумятъ они насъ съ любовью христіанскою тѣснѣе и тѣснѣе сближаться во едино для защиты церкви и отечества. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д-—ко по указ. истопи.).

Поуч. 3-ье. Празднованіе въ честь Казанской чудотворной иконы Божіей Матери,

(Ло какому событію учрежденъ праздникъ?)

I. Нынѣшнее празднество въ честь чудотворной Казанской иконы Богоматери установлено въ память избавленія русскаго государства въ 1612 году заступленіемъ Царицы небесной отъ власти и владычества поляковъ. Пользуясь тѣмъ, что тогда царскій родъ нашъ совсѣмъ было пресѣкся и явилось совершенное безначаліе со всѣми ужасными его послѣдствіями, поляки задумали тогда завладѣть, и едва не завладѣли русскимъ царствомъ. Москва и съ нею едва не до полцар- ства были уже въ ихъ рукахъ. Къ счастію русскаго народа, города Нижній, Казань и другіе были еще свободны отъ всѣхъ невзгодъ и неустройствъ тогдашнихъ, и руководимые незабвенными въ исторіи лицами, Мининымъ и ІІожарскимъ, не замедлили явиться на помощь погибавшему отечеству. Въ это время казанцы, собравъ ополченіе и отправляясь въ походъ противъ поляковъ, подняли съ собою и чудотворную свою (Казанскую) икону Богоматери, не задолго предъ тѣмъ об рѣтенную и прославившуюся. Когда ополченцы съ низовыхъ городовъ приблизились къ Москвѣ, здѣсь, по распоряженію духовной власти, назначенъ былъ всему войску и народу трехдневный постъ съ молебствіемъ предъ чудотворнымъ Казанскимъ образомъ Пресвятой Богородицы о помилованіи погибающаго отечества. Милосердьѣ Господь услышалъ молитву ихъ. Преподобный Сергій извѣстилъ въ сонномъ видѣніи архіепископа Арсенія, бывшаго въ плѣну у поляковъ въ занятомъ ими московскомъ Кремлѣ, что Господь по молитвамъ Божіей Матери и святителей московскихъ Петра, Алексія и Іоны, въ слѣдующій день низложитъ враговъ и первопрестольный градъ россійскій возвратитъ въ руки соотечественниковъ* Ободренные симъ извѣстіемъ, воины наши въ 22-й день октября, съ упомянутой иконой Богоматери впереди, безъ особеннаго труда взяли Кремль московскій и полонили всѣхъ враговъ своихъ, въ немъ бывшихъ. Вскорѣ и все отечество наше

452 Мѣсяцъ октябрь.

очищено было отъ нашествія поляковъ. Въ память сего и установлено съ того времени празднованіе въ честь Казанской иконы Богоматери въ нынѣшній день.

II. Кстати обратите ваше вниманіе, братіе, на то, какъ шилось въ старые годы предкамъ нашимъ. То татары нѣсколько столѣтій не давали имъ покоя-, то поляки, шведы и наконецъ Французы. И не погибла Русь, напротивъ еще окрѣпла и какъ бы закалилась въ бою со врагами.

Умѣли дѣды наши и биться со врагомъ, умѣли находить себѣ и союзниковъ. Союзники тѣ — Царица небесная, Сергій преподобный и другіе угодники Божій.

Умѣли они и собой жертвовать для блага и спасенія отечества. Хоть бы упомянутый выше нижегородецъ Мининъ, простой торговецъ, съ какими словами обратился къ согражданамъ своимъ въ тяжкую для отечества годину? „Если захотимъ помочь московскому государству, говорилъ онъ, такъ не жалѣть намъ имѣнія своего, не жалѣть ничего: дворы продавать, дѣтей закла- дывать!11 II дѣйствительно, многіе отдавали послѣднее для „великаго земскаго дѣла11. Такъ пришла одна вдова къ Минину и говоритъ: „осталась . я послѣ мужа бездѣтна и есть у меня 12,000 рублей: 10,000 рублей отдаю я въ сборъ, а 2,000 рублей оставляю себѣ11. Не даромъ тогда такъ часты бывали и чудотворенія. Стоили ихъ дѣды наши. Благодушно и мужественно переносили они тяготы жизни.

А мы во время тишины и благоденствія иногда бываемъ недовольны житьемъ своимъ. Чего хотамъ, и сами не знаемъ. Пусть нѣкоторымъ и въ правду тяжело живется, но не сами ли они тому причиною? Богу молиться — лѣнь и работать—лѣнь. А жить хотамъ не такъ, какъ жили предки наши, а въ роскоши и изобиліи. Отъ себя, братіе мой, тяжело живется намъ. А что касается до новыхъ порядковъ и распоряженій, то за нихъ намъ слѣдуетъ только благодарить Господа, да великаго Государя нашего.