«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

сколько угодно будетъ Господу, простираться?» далѣе, и далѣе, восходя отъ мѣры въ мѣру.

а) Неудободосязаемою представляется* эта высота для немощи нашей. Хотя потребность любить ближняго лежитъ въ основаніи существа нашего, но самолюбіе наше, непримѣтнымъ для насъ образомъ, даетъ ложное направленіе тому, что всего для насъ естественнѣе, и когда думаемъ, что любимъ ближняго, не столько любимъ его, сколько себя самихъ. Лѣность же, плотоугодіе, малодушіе и другія страсти поставляютъ, по-видимому, еще болѣе непреодолимыя преграды между нами ц ближнимъ. А если и рѣшаемся когда на доброе дѣло; то, по строгомъ испытаніи нашей совѣсти, оказывается, что^ вопреки апостольскому наставленію, прежде своихъ, а потомъ уже дружиной смотряемъ (Филип. 2, 4). Если и отва- яшваемся на какія пожертвованія, то часто дѣлаемъ сіе болѣе по рвенію^ или по тщеславію, нежели въ угожденіе ближнему. Если и имѣнія и силъ своихъ не щадимъ иногда на служеніе обществу; то и при семъ нерѣдко имѣемъ въ виду не одно общее благо, но и себя самихъ, похвалы, почести, именитость, добрую славу.

б) Много унизилъ и унижаетъ насъ грѣхъ. Посему трудно уже намъ кажется успѣвать даже въ дѣлѣ всего болѣе сродномъ. Однакоше не должны мы по этой мнимой трудности отказываться отъ упрожненія въ немъ, какъ въ чемъ-то превышающемъ наши силы и не возможномъ. Если бы и не возможно было сіе для насъ по причинѣ глубокаго поврежденія природы нашей, то невозмоэ/сная у человѣкъ возможна- суть у Бога (Лук. 18, 27): и намъ подана вся боэісесшвейныя силы Его, яже къ животу и благочестію (2 Петр. 1, 3). Если ощущаемъ въ себѣ великую скудость любви при первыхъ нашихъ опытахъ на поприщѣ служенія ближнему, то это показываетъ только, что должны мы употребить вящшія усилія? для обогащенія себя ею. Ибо то и прочно и вожделѣнно, что пріобрѣтается не скоро и съ великимъ напряженіемъ силъ. Если и послѣ многократныхъ опытовъ оказывается, что- къ усердному попеченію о благѣ другихъ много примѣшивается еще и своекорыстія; то и это да не приводитъ

Мѣс яц ъ октябрь. 459

насъ въ малодушіе. Апостолъ радовался, когда иные проповѣдывали Христа ж нечистѣ (Фил. 16): потому что и такая проповѣдь служила къ распространенію на землѣ царства Христова. Добро, которое сдѣлано ближнему, всегда есть добро, не останется вовсе безплоднымъ для сдѣлавшаго, если къ совершенію его приступаетъ онъ и не изъ одного побужденія совершенной любви*, можно надѣяться, что, по крайней мѣрѣ, молитвы облагодѣтельствованныхъ исходатайству- ютъ у Бога милость, и дарована ему будетъ сила искоренить въ себѣ болѣзнь самоугожденія, если только самъ не воспрепятствуетъ сему упорнымъ косненіемъ въ оной. Да не отчаявается и тотъ, кто послѣ многолѣтняго служенія обществу, видя приближающійся конецъ многотрудной жизни своей, не можетъ предъ судомъ нелицемѣрной

Двадцать г

Поуч. 1-ое. Св. ап. Іаковъ, братъ Господень.

(Черты истиннаго праведника).

I. 23-го октября св. церковь празднуетъ память свят. апостола Іакова, брата Господня. Св. Іаковъ былъ сынъ Обручника Пресвятыя Дѣвы Маріи — св. Іосифа отъ покойной его жены. Съ юности онъ полюбилъ строгую жизнь: вкушалъ только хлѣбъ и воду, не употреблялъ ни вина, ни масла*, на тѣлѣ носилъ острую власяницу, всю ночь проводилъ въ молитвѣ и сохранилъ чистоту дѣвства. А когда Господь училъ народъ о царствіи Божіемъ и явилъ Себя Мессіею, тогда св. Іаковъ увѣровалъ въ Него и, внимая божественнымъ словамъ Его, еще строже сталъ жить. Всѣ называли св. Іакова праведнымъ, ибо всѣ видѣли праведную жизнь его и онъ причисленъ былъ къ лику 70 апостоловъ. Отъ Господа Іисуса Христа онъ былъ поставленъ епископомъ и наученъ священнодѣйствію. Онъ былъ первымъ святителемъ и пастыремъ іерусалимской церкви. Онъ первый изложилъ и написалъ литургію, которую потомъ св. Василій Великій и Іоаннъ Златоустъ сократили ради человѣческой немощи. Св. Іаковъ наставилъ на путь истинный многихъ іудеевъ и язычни-

совѣсти засвидѣтельствовать о себѣ, что научился онъ наконецъ не себѣ угождать. Если много потрудился онъ въ борьбѣ съ этимъ инымъ, не отъ Бога даннымъ, но отъинуду, то есть отъ лукаваго, привзошедшимъ въ насъ закономъ—искать во всемъ своей, а не ближняго, пользы: то пусть, съ одной стороны утѣшаетъ себя мыслію, что Господь и желанія наши цѣнитъ, и труды пріемлетъ, не столько по ихъ благоуспѣшности, сколько по нашей ревности, а съ другой стороны пусть не ослабѣваетъ въ молитвахъ, прося щедроподателя, хотя при концѣ жизни., содѣлать его любвеобильнымъ.

III. Молитвами св. равноапостоль- наго Аверкія да сподобитъ насъ Господь стяжать эту дѣятельную и безкорыстную любовь къ ближнимъ. (Сост. по слов. прот. П. Делицына, проФес. моск. акад., изд. 1864 г.).

ретій день.

ковъ и написалъ соборное посланіе къ

12 колѣнамъ израильскимъ. Всѣ почитали его, не только вѣрные, но и невѣрные. Архіереи и священники жидовскіе не возбраняли ему входить во Святое святыхъ, и онъ молился тамъ за весь міръ. За святость народъ любилъ его и многіе изъ старѣйшинъ іудейскихъ вѣровали ученію его. Но книжники и Фарисеи съ архіереемъ гнѣвались на него за это, и рѣшились убить его. Насталъ праздникъ Пасхи.. Народу во Іерусалимъ собралось множество. Книжники и Фарисеи подошли къ св. Іакову въ церкви и сказали: „праведникъ, молимъ тебя, — въ день праздника скажи поученіе къ народу, отврати его отъ Христа, Которымъ многіе прельстились, называя Его Сыномъ Божіимъ. Стань на высокой кровлѣ церковной, чтобы всѣ видѣли и слышали тебя; скажи народу, что онъ заблуждается, вѣруя въ распятаго Христа“. Св. апостолъ взошелъ на высоту и сказалъ громкимъ голосомъ: „что спрашиваете меня о Сынѣ человѣческомъ, Который волею пострадалъ, распялся и въ третій день воскресъ изъ гроба? Онъ нынѣ сѣдитъ на небесахъ и опять придетъ на облакахъ небесныхъ судить живыхъ и мерт- выхъ“.—Народъ обрадовался и закричалъ: „слава Богу! Осанна Сыну Да-