«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

I. Святой Аверкій, нынѣ воспоминаемъ^ церковью, жилъ во II вѣкѣ и былъ епископомъ города Іераполя во Фригіи. Въ то время христіанская вѣра еще только начинала распространяться по Римской имперіи, и было много городовъ, населеніе которыхъ

составляли почти исключительно язычники. Къ числу такихъ городовъ принадлежалъ и Іераполь. Однажды святой Аверк’й былъ свидѣтелемъ языче- ческаго празднества въ городѣ и съ прискорбіемъ смотрѣлъ, какъ народъ поклонялся идоламъ. Аверкій исполнился ревностью о славѣ Божіей, взялъ въ руки жезлъ и отправился къ языческому храму, гдѣ только что окончились жертвоприношенія. Войдя въ храмъ, Аверкій началъ сокрушать стоявшихъ тамъ идоловъ. Когда это замѣтили жрецы, то немедленно донесли начальникамъ города о случившемся; узналъ объ этомъ и народъ и всѣ поспѣшили въ храмъ. Идолопоклонники пришли въ сильную ярость и хотѣли уже зажечь домъ Аверкія. Друзья и сосѣди епископа, при видѣ приближающейся толпы, желали спасти его отъ опасности и совѣтовали ему скрыться гдѣ нибудь на время, пока утихнетъ волненіе., но святитель не испугался толпы, вышелъ къ собравшемуся народу и сталъ говорить о суетности идоловъ, стараясь отвратить народъ отъ идолопоклонства и привлечь къ истинному Богу. Язычники уже готовы были броситься на святителя и умертвить его, какъ вдругъ произошло событіе, давшее другой оборотъ дѣлу. Внезапно въ толпѣ народа произошло смятеніе: трое бѣсноватыхъ юношей подняли страшный крикъ, разодрали на себѣ одежду и съ пѣной у рта упали на землю. „Аверкій", кричали они, „заклинаемъ тебя единымъ истиннымъ Богомъ, Котораго ты проповѣдуешь, не мучь насъ!“ Народъ смолкъ при этихъ крикахъ: всѣ ожидали, какъ поступитъ Аверкій. Святитель сжалился надъ бѣсноватыми и началъ молить Бога объ исцѣленіи юношей, послѣ чего они почувствовали себя совершенно здоровыми и со слезами начали благодарить святителя. Это чудесное исцѣленіе смягчило ярость народа, который увидѣлъ въ Аверкіи не врага, а цѣлителя и благодѣтеля, Вмѣсто криковъ гнѣва и ненависти въ толпѣ начали раздаваться возгласы: „единъ есть Богъ истинный, Котораго Аверкій про- повѣдуетъ“. Многіе стали обращаться къ Аверкію съ словами: „скажи намъ, человѣкъ Божій, приметъ ли насъ Богъ твой, если мы обратимся къ Нему?

На другой день собралось еще болѣе

458 Мѣ с я ц ъ октябрь.

народа, желавшаго получить наставленіе въ вѣрѣ и креститься, и Аверкій крестилъ въ тотъ день 500 человѣкъ. Такъ началась апостольская дѣятельность святого Аверкія. Вскорѣ весь Іераполь обратился въ христіанство.

Послѣ этого святому Аверкію пришлось быть въ Римѣ. Императоръ Маркъ Аврелій выдавалъ свою дочь замужъ, но незадолго до свадьбы она опасно заболѣла и никакія средства врачей не могли помочь ей. Тогда императоръ обратился съ просьбой къ правителю восточныхъ областей, прося его прислать въ Римъ епископа іерапольскаго, о которомъ и въ Римѣ знали, что онъ исцѣляетъ всякія болѣзни. Аверкій не замедлилъ отправиться въ Римъ и былъ принятъ императоромъ съ большими почестями. Надежды его оправдались, и по молитвѣ святителя больная выздоровѣла. Въ благодарность за исцѣленіе императоръ предлагалъ Аверкію большія богатства, но Аверкій, какъ истинный пастырь, воспользовался расположеніемъ императора не для себя, а для общей пользы. Во-первыхъ, онъ пожелалъ, чтобы всѣмъ нищимъ города Іераполя отпускалось ежегодно отъ правительства 3000 мѣръ пшеницы. Эта выдача продолжалась до царствованія Юліана отступника, который вскорѣ послѣ вступленія на престолъ прекратилъ ее. Во-вторыхъ, онъ просилъ императора построить при ново- явившемся источникѣ бани, чтобы больные тѣмъ удобнѣе могли пользоваться цѣлебною водою. То и другое желаніе святителя были исполнены. Возвратившись въ Іераполь, Аверкій остальное время своей жизни провелъ въ этомъ городѣ, наставляя и утверждая свою паству въ вѣрѣ и благочестіи. Онъ скончался въ 167 году, 72 лѣтъ отъ роду. За свои великія заслуги въ распространеніи христіанства онъ получилъ наименованіе равноапостольнаго.

II. Возлюбленные братія! Св. Аверкій своею жизнью и дѣлами научаетъ насъ той истинѣ, что мы должны и себя самихъ, и что имѣемъ у себя, и что зависитъ отъ насъ, посвягцать на служеніе ближнгсмъ. Общее благо и созиданіе ближнихъ—вотъ единственная цѣль, къ которой мы обязаны, по мѣрѣ силъ своихъ, стремиться неуклонно, и при содѣйствіи Вожіей благодати не изнемогать въ семъ стремленіи, но,

сколько угодно будетъ Господу, простираться?» далѣе, и далѣе, восходя отъ мѣры въ мѣру.

а) Неудободосязаемою представляется* эта высота для немощи нашей. Хотя потребность любить ближняго лежитъ въ основаніи существа нашего, но самолюбіе наше, непримѣтнымъ для насъ образомъ, даетъ ложное направленіе тому, что всего для насъ естественнѣе, и когда думаемъ, что любимъ ближняго, не столько любимъ его, сколько себя самихъ. Лѣность же, плотоугодіе, малодушіе и другія страсти поставляютъ, по-видимому, еще болѣе непреодолимыя преграды между нами ц ближнимъ. А если и рѣшаемся когда на доброе дѣло; то, по строгомъ испытаніи нашей совѣсти, оказывается, что^ вопреки апостольскому наставленію, прежде своихъ, а потомъ уже дружиной смотряемъ (Филип. 2, 4). Если и отва- яшваемся на какія пожертвованія, то часто дѣлаемъ сіе болѣе по рвенію^ или по тщеславію, нежели въ угожденіе ближнему. Если и имѣнія и силъ своихъ не щадимъ иногда на служеніе обществу; то и при семъ нерѣдко имѣемъ въ виду не одно общее благо, но и себя самихъ, похвалы, почести, именитость, добрую славу.

б) Много унизилъ и унижаетъ насъ грѣхъ. Посему трудно уже намъ кажется успѣвать даже въ дѣлѣ всего болѣе сродномъ. Однакоше не должны мы по этой мнимой трудности отказываться отъ упрожненія въ немъ, какъ въ чемъ-то превышающемъ наши силы и не возможномъ. Если бы и не возможно было сіе для насъ по причинѣ глубокаго поврежденія природы нашей, то невозмоэ/сная у человѣкъ возможна- суть у Бога (Лук. 18, 27): и намъ подана вся боэісесшвейныя силы Его, яже къ животу и благочестію (2 Петр. 1, 3). Если ощущаемъ въ себѣ великую скудость любви при первыхъ нашихъ опытахъ на поприщѣ служенія ближнему, то это показываетъ только, что должны мы употребить вящшія усилія? для обогащенія себя ею. Ибо то и прочно и вожделѣнно, что пріобрѣтается не скоро и съ великимъ напряженіемъ силъ. Если и послѣ многократныхъ опытовъ оказывается, что- къ усердному попеченію о благѣ другихъ много примѣшивается еще и своекорыстія; то и это да не приводитъ

Мѣс яц ъ октябрь. 459

насъ въ малодушіе. Апостолъ радовался, когда иные проповѣдывали Христа ж нечистѣ (Фил. 16): потому что и такая проповѣдь служила къ распространенію на землѣ царства Христова. Добро, которое сдѣлано ближнему, всегда есть добро, не останется вовсе безплоднымъ для сдѣлавшаго, если къ совершенію его приступаетъ онъ и не изъ одного побужденія совершенной любви*, можно надѣяться, что, по крайней мѣрѣ, молитвы облагодѣтельствованныхъ исходатайству- ютъ у Бога милость, и дарована ему будетъ сила искоренить въ себѣ болѣзнь самоугожденія, если только самъ не воспрепятствуетъ сему упорнымъ косненіемъ въ оной. Да не отчаявается и тотъ, кто послѣ многолѣтняго служенія обществу, видя приближающійся конецъ многотрудной жизни своей, не можетъ предъ судомъ нелицемѣрной

Двадцать г

Поуч. 1-ое. Св. ап. Іаковъ, братъ Господень.