«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

(Черты истиннаго праведника).

I. 23-го октября св. церковь празднуетъ память свят. апостола Іакова, брата Господня. Св. Іаковъ былъ сынъ Обручника Пресвятыя Дѣвы Маріи — св. Іосифа отъ покойной его жены. Съ юности онъ полюбилъ строгую жизнь: вкушалъ только хлѣбъ и воду, не употреблялъ ни вина, ни масла*, на тѣлѣ носилъ острую власяницу, всю ночь проводилъ въ молитвѣ и сохранилъ чистоту дѣвства. А когда Господь училъ народъ о царствіи Божіемъ и явилъ Себя Мессіею, тогда св. Іаковъ увѣровалъ въ Него и, внимая божественнымъ словамъ Его, еще строже сталъ жить. Всѣ называли св. Іакова праведнымъ, ибо всѣ видѣли праведную жизнь его и онъ причисленъ былъ къ лику 70 апостоловъ. Отъ Господа Іисуса Христа онъ былъ поставленъ епископомъ и наученъ священнодѣйствію. Онъ былъ первымъ святителемъ и пастыремъ іерусалимской церкви. Онъ первый изложилъ и написалъ литургію, которую потомъ св. Василій Великій и Іоаннъ Златоустъ сократили ради человѣческой немощи. Св. Іаковъ наставилъ на путь истинный многихъ іудеевъ и язычни-

совѣсти засвидѣтельствовать о себѣ, что научился онъ наконецъ не себѣ угождать. Если много потрудился онъ въ борьбѣ съ этимъ инымъ, не отъ Бога даннымъ, но отъинуду, то есть отъ лукаваго, привзошедшимъ въ насъ закономъ—искать во всемъ своей, а не ближняго, пользы: то пусть, съ одной стороны утѣшаетъ себя мыслію, что Господь и желанія наши цѣнитъ, и труды пріемлетъ, не столько по ихъ благоуспѣшности, сколько по нашей ревности, а съ другой стороны пусть не ослабѣваетъ въ молитвахъ, прося щедроподателя, хотя при концѣ жизни., содѣлать его любвеобильнымъ.

III. Молитвами св. равноапостоль- наго Аверкія да сподобитъ насъ Господь стяжать эту дѣятельную и безкорыстную любовь къ ближнимъ. (Сост. по слов. прот. П. Делицына, проФес. моск. акад., изд. 1864 г.).

ретій день.

ковъ и написалъ соборное посланіе къ

12 колѣнамъ израильскимъ. Всѣ почитали его, не только вѣрные, но и невѣрные. Архіереи и священники жидовскіе не возбраняли ему входить во Святое святыхъ, и онъ молился тамъ за весь міръ. За святость народъ любилъ его и многіе изъ старѣйшинъ іудейскихъ вѣровали ученію его. Но книжники и Фарисеи съ архіереемъ гнѣвались на него за это, и рѣшились убить его. Насталъ праздникъ Пасхи.. Народу во Іерусалимъ собралось множество. Книжники и Фарисеи подошли къ св. Іакову въ церкви и сказали: „праведникъ, молимъ тебя, — въ день праздника скажи поученіе къ народу, отврати его отъ Христа, Которымъ многіе прельстились, называя Его Сыномъ Божіимъ. Стань на высокой кровлѣ церковной, чтобы всѣ видѣли и слышали тебя; скажи народу, что онъ заблуждается, вѣруя въ распятаго Христа“. Св. апостолъ взошелъ на высоту и сказалъ громкимъ голосомъ: „что спрашиваете меня о Сынѣ человѣческомъ, Который волею пострадалъ, распялся и въ третій день воскресъ изъ гроба? Онъ нынѣ сѣдитъ на небесахъ и опять придетъ на облакахъ небесныхъ судить живыхъ и мерт- выхъ“.—Народъ обрадовался и закричалъ: „слава Богу! Осанна Сыну Да-

460 Мѣ с я ц ъ окт яб р ь .

видовую.—Но Фарисеи и книжники въ гнѣвѣ свергнули св. апостола съ крыла церковнаго въ устрашеніе народу, и когда праведникъ упалъ, то онъ поднялся на колѣни, поднялъ руки къ небу и, молясь, сказалъ: „Господи, отпусти имъ грѣхъ сей, ибо не знаютъ что творятъ11-. Но іудеи бросали на него камнями. Святое тѣло его погребено близъ церкви. Онъ управлялъ іерусалимскою церковію тридцать лѣтъ.

II. Вратіе! Апостола Іакова при жизни называли праведникомъ. Хорошо получить такое названіе, но хорошо тогда, когда кто заслуженно носитъ его. Можно называться праведникомъ, можно и самому пожалуй думать о себѣ, какъ о праведникѣ, и при всемъ томъ не быть на самомъ дѣлѣ таковымъ.

Какія же черты истинно праведнаго человѣка? Укажемъ ихъ, судя по жизни праведнаго Іакова.

а) Апостолъ Іаковъ съ самыхъ юныхъ лѣтъ возлюбилъ молитву, постъ самый строгій и тѣлесную чистоту. Вотъ что необходимо и для всякаго, желающаго достигнуть истинной праведности. Истинно праведный человѣкъ не ограничивается тѣмъ, что молится утромъ и вечеромъ, неопустительно бываетъ въ храмѣ во дни воскресные и праздничные; онъ кромѣ этого и въ продолженіе дня старается улучить хотя малое время для молитвы, — въ извѣстный часъ онъ оставляетъ свое дѣло и повергается предъ Господомъ-, онъ и среди ночи оставляетъ свое ложе и становится на молитву. Онъ старается быть постоянно въ молитвенномъ расположеніи духа. Такъ и относительно поста. Только бы позволяли ему силы, онъ строго соблюдаетъ всѣ посты установленные церковію, особенно великій постъ и среду и пятницу каждой седмицы, — онъ постится съ любовію, принося самого себя въ жертву Богу, выражая подражаніе посту Спасителя, послушаніе св. церкви, чувство благодаренія Господу за Его милости, и наипаче скорбь о грѣхахъ своихъ. Пусть у него, какъ живущаго въ мірѣ среди соблазновъ, много случаевъ къ нарушенію поста, онъ найдетъ постъ и среди самой роскошной трапезы, употребляя пищу и питіе въ самомъ маломъ количествѣ. А тѣлесная чистота, которую мы видѣли въ апостолѣ Іаковѣ? Кто же изъ богобоязненныхъ

христіанъ не поищетъ и ее? Кто не соблюдетъ ее до брака и въ брачномъ состояніи? При каждомъ искушеніи богобоязненный христіанинъ восклицаетъ вмѣстѣ съ Іосифомъ: како сотворю глаголъ злый сей и согрѣшу предъ Богомъ? — Вотъ каковъ истинно благочестивый человѣкъ. Есть ли въ комъ изъ насъ все это? Если есть, то искренно благочестивъ такой христіанинъ; если нѣтъ,-онъ только кажется таковымъ.

б) Ап. Іаковъ горѣлъ ревностію по вѣрѣ и о спасеніи другихъ. Онъ эту ревность запечатлѣлъ мученическою смертію.