Евхаристия
«Eucharistie und Bussakrament», Ss. 86. ^
«La Messe en Occident», pp. 39, 45, 150-151; «Anaphore», col. 1915. ^
Op. cit., pp. 164-165. ^
«La Messe en Occident», p. 77; «Epiclese», col. 162; cf. W. C. Bishop in: «Church Quarterly Review», 1908, t. LXVI, pp. 393, 399; Brinktrine. «Die heilige Messe», S. 195; A. Fortescue, op. cit., pp. 534-535. ^
M. P. L. T. 59, col. 143. ^
«Epiclese», col. 163. ^
H. Moureau. «Canon de la Messe» in: DTC. T. II, col. 1546. ^
«Handbuch der kathol. Liturgik». Freiburg i/B., 1912, S. 145. ^
«La Messe en Occident», p. 36. ^
«Lecons sur la Messe», p. 235. ^
«Zur Epiklese» in: «Jahrbuch fur Liturgiewissenschaft». Munster i/W., 1923, S. 102. ^
«Neue Beitrage zur Epiklesefrage» in: «Jahrb. f. Liturgiewiss.", 1924, S. 175. ^
«La Messe en Occident», p. 55. ^
«Epiclese» in: DACL. col. 163. ^
Buchwald. «Die Epiklese in der romische Messe» in: «Widenauer Studien», 1906, t. I, Ss. 21-56. ^
Д. Изменения, происшедшие в моменте эпиклезы
Обращаемся ко второму интересующему нас вопросу в проблеме эпиклезы, а именно к рассмотрению тех исторических видоизменений и нарастаний, которые имели место в рамках одного и того же Православия, но в зависимости от местных традиций и привычек. Историку надлежит ознакомиться с очень большим количеством памятников в разных редакциях, рукописных и печатных. Следует вспомнить, что самые старые рукописные кодексы нашей Византийской литургии относятся к периоду VІІІ-ІХ веков. Считалось долгое время, что самым старым манускриптом нашего служебника является Барбериновский кодекс. После открытия преосвящященным Порфирием Успенским его привезенного с Синая Евхология это мнение поколебалось. Этот "сапфир синайский", как его назвал сам ученый епископ-востоковед, относится, по мнению Порфирия, к VIII веку и ставится древнее и выше Барберинова (IX в.). Для литургии святого Василия Великого это еще имеет значение, тогда как в части своей с литургией Златоустого служебник настолько изуродован, — литургия начинается с "Изрядно о Пресвятей...", — что он не много может сказать в интересующем нас вопросе. Начиная с этих старейших кодексов (Барберинов, Порфириев, Росанский и др.). в распоряжении ученого историка литургии находится целый ряд очень интересных евхологиев от X до XV веков. Кроме того, в печатных греческих, арабских и славянских изданиях можно найти кое-какие изменения, важные с точки зрения истории нашей литургии. После довольно примитивных кодексов ІХ-Хвеков монастырские библиотеки сохранили любопытные диаконские чины литургии, чины торжественных патриарших литургий по обычаю иерусалимскому и Великой церкви и, наконец, так называемые Διατάξεις, или уставы, Патриарха Константинопольского Филофея и почти современного ему Киевского митрополита Киприана. Весь этот рукописный материал теперь издан и по многу раз. Особенно ценными вкладами являются Описания рукописей Востока проф. А.А. Дмитриевского и такое же Описание ватиканских рукописей проф. Красносельцева, классическое использование всех рукописей в диссертации прот. М. Орлова ("Литургия святого Василия Великого"). Им использовано для его критической работы 48 греческих и 37 славянских рукописей.
Изучая исторические видоизменения и нарастания текста в момент эпиклезы, мы можем разделить работу так:
изменения в тексте самой молитвы эпиклезы;
изменения в диаконском чине, т.е. в рубриках или уставных замечаниях служебника касательно действий священника или диакона; и