- Терпи, чадо, ибо это нападает на тебя враг.

А он отвечал:

- Я не перенесу битвы, авва, - отвечал юноша, - если не совершу блуд на деле.

Старец с притворством сказал:

- Я тоже воюю с помыслом блуда, чадо, давай пойдем, вместе совершим это дело и вернемся в нашу келью.

У старца была золотая монета, и он ее захватил с собой. И когда они пришли на место, старец сказал ученику:

- Оставайся тут. Я пойду первым, а потом ты.

Он вошел, отдал блуднице монету и попросил:

- Не оскверняй брата, - и блудница дала старцу слово не трогать юношу.

Когда старец вышел, сказал брату:

- Входи.

Когда брат вошел, блудница сказала ему:

- Подожди, брат. Хоть я и грешница, но есть закон, и мы должны его исполнять.

Она велела ему встать в стороне и совершить пятьдесят земных поклонов, а сама встала с другой стороны и тоже принялась делать поклоны. После двадцати или тридцати земных поклонов брат раскаялся. «Как это я обращаюсь с молитвой к Богу, а собираюсь сотворить такое богопротивное дело?» - подумал он и сразу ушел, не осквернившись.

Бог, видя труд старца, избавил брата от блудной брани, и они вернулись в келью, прославляя Спасителя.

2. Старец сказал: «У наших отцов был обычай заходить в кельи новоначальных братьев, пожелавших совершать подвиг наедине, и смотреть, как они проводят жизнь, чтобы бесы не искушали и не причиняли вреда помыслам монахам. А если кто-нибудь из них весьма страдал от брани, его приводили в церковь, ставили перед ним чашу с святой водой, и все братья подходили и окропляли его, и он тотчас очищался».

3. Авва Мио рассказал об одном старце, который был рабом с рождения, жил в Скиту и удостоился совершенного дара различения. Каждый год он ходил в Александрию, чтобы уплатить оброк своим господам. Встречая его, они кланялись ему. Старец наливал воду в таз и омывал господам ноги.

- Отче, зачем ты это делаешь? - говорили они. - Нам неудобно принимать это от тебя.

- Я не перестал быть вашим рабом, - говорил он в ответ. - И благодарен, что вы меня отпустили на свободу, чтобы я служил Богу. Но я омываю вам ноги, а вы примите этот мой оброк.

Они не соглашались и спорили с ним. Тогда он сказал: - Если вы не хотите принять этот дар, то я останусь здесь и буду вам служить.

Они пугались этого и разрешали ему делать то, что он хотел, потом провожали с большими почестями и множеством подарков, чтобы он творил милостыню и молился о них. И он стал в Скиту знаменитым и любимым.