Пресвитер ответил словами апостола:
— В чем осуждаешь другого, себя осуждаешь; и осуждая, делаешь то же самое. Ты такой же, как и эти братья. Если в тебе есть хоть малая доля ветхого человека, ты по–прежнему находишься во власти греха.
Священник вернулся в монастырь, созвал братьев (всего их было одиннадцать), покаялся перед ними и, вновь облачив их в монашеские одеяния, отпустил.
15. Брат спросил авву Пимена:
— Если я вижу падение брата моего, хорошо ли будет скрыть это падение?
Старец ответил:
— Всякий раз, когда мы покрываем прегрешение брата, Бог покрывает наше прегрешение, а когда мы объявляем прегрешение брата, Бог объявляет наше прегрешение. Речь идет не о только брате, спасающемся в твоем монастыре, но и о том, кто живет по соседству или даже совершает подвиг в том же монастыре, что и ты, но под руководством другого духовника. А если у брата тот же духовник, что и у тебя, то скрывать его грех и вменять этот грех ни во что будет грехом весьма значительным. Ты не извинишь себя тем, что должен думать только о самом себе. Если вы живете общинной жизнью, то, будучи в разных телах, вы все равно одно тело. Уставы отцов велят вам думать друг о друге как о собственных членах тела и смиренно напоминать друг другу о духовных правилах. Поэтому если увидите, что какие–то братья грешат, то нужно им сделать замечание, а если они откажутся исправляться, сказать настоятелю. В таком случае поистине освятится долг любви по отношению к братьям».
16. Другой брат спросил его же:
— Если я слышал о брате, что он грешит, то не хочу пускать его к себе в келью. А если вижу хорошего брата, то радуюсь вместе с ним.
— Если, — ответил старец, — ты оказываешь хорошему брату какое–нибудь малое благо, то другому, о ком слышал плохое, отнесись в два раза лучше, поскольку он немощен. Тогда Господь и тебе сотворит милость.
17. В одной киновии был насельник по имени Тимофей. Когда игумен услышал, что один брат впал в искушение, то стал советоваться о нем с Тимофеем. И тот поощрил его изгнать брата. Как только игумен так сделал, то искушение брата перешло на Тимофея — тот уже готов был даже согрешить на деле. Тимофей разрыдался перед Богом, говоря:
— Я согрешил, прости меня, Господи
И был ему глас:
— Запомни, Тимофей — Я посылаю тебе искушение только за то, что ты презрел брата во время его искушения.
18. Один брат в киновии согрешил. А неподалеку жил отшельник, который многие годы не выходил из затвора. Авва монастыря пошел и рассказал о грехе брата старцу, который посоветовал прогнать грешника. И брата прогнали, несчастный пришел в ущелье, сел и заплакал. Так случилось, мимо проходили по дороге братья. Они направлялись к авве Пимену. Услышав плач, путники подошли и увидели, как тяжело брат страдает. Они позвали его вместе с ними пойти к старцу, но он отказался.
— Лучше мне умереть здесь, ибо я согрешил.
Монахи пошли к авве Пимену и рассказали ему о брате. Авва утешил их и отправил к брату со словами:
— Передайте ему: «Авва Пимен зовет тебя».
И несчастный пришел к старцу. Тот увидел, в каком он отчаянии, встал, расцеловал его и пригласил к обеду. Между тем авва Пимен послал одного брата к отшельнику со словами:
— Я уже много лет хочу встретиться с тобой, ибо весьма о тебе наслышан, но из–за нашей общей лености мы так и не увиделись. А теперь Бог благословил нашу встречу, и есть, о чем поговорить. Приходи ко мне поскорее, чтобы мы могли увидеться.
Отшельник никогда не выходил из своей кельи, но, услышав о приглашении аввы Пимена, подумал: «Если бы Бог не известил старца, то он и не послал бы за мной», — и сразу пошел в гости. Они встретились, с радостью облобызались и сели в келье. Авва Пимен стал рассказывать: