Today the word is embodied

Благословенная ночь

Слово на второй день Рождества Христова

Святая благословенная ночь спустилась над блаженным Вифлеемом. Она была как будто похожей на все ночи: спали мирным сном все жители города и все множество народа, пришедшего на перепись. Дремали вифлеемские пастухи у спящих стад своих. Звезды небесные мерцали тихим светом, как всегда. А между тем такой ночи не было никогда от создания мира и никогда не будет, ибо в эту ночь в вертепе, в загоне для скота Пречистая Дева Мария родила Предвечное Слово, Господа нашего Иисуса Христа.

Внезапно ночная тьма рассеялась и воссиял свет ярче всякого света. Пред пастырями предстал Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись они страхом великим. И сказал им Ангел: "Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныте родился вам в городе Давидовом Спаситель, Которым есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога, и взывающее: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2; 9-14).

А люди ничего не знали о том, что совершилось величайшее из всех событий в истории рода человеческого. Узнали об этом только пастыри и побежали туда, куда указал им Ангел, и первыми поклонились родившемуся Спасителю.

Прошло немного времени, и над несчастным Вифлеемом спустилась другая ночь - ночь адского мрака, кровавой тьмы и такого ужаса и горя, какого никогда не испытывал не только Вифлеем, но и весь мир. Потоками полилась кровь несчастных вифлеемских младенцев, на глазах матерей умерщвляемых воинами Ирода, который хотел среди других младенцев убить и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Бедные матери рыдали, и был страшен такой страшный вопль, который взошел к самому Престолу Божию.

Это страшное событие за несколько сот лет было предсказано святым пророком Иеремией, который говорил так: Глас в Раме слышен, плач, и рыдание, и вопль великий. Рахиль плачет, о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф. 2; 18). Рахиль - это Богом данная жена патриарха Иакова, сына Авраамова. Здесь, вблизи Вифлеема она родила Иакову второго сына, Вениамина, и здесь умерла, и погребена, и доныне стоит надгробие на ее могиле. Если Рахиль плакала о потомках своих, то что же было в сердцах тех матерей, чьи рыдания за сотни лет слышал святой пророк?

Вифлеемские младенцы пролили свою кровь за Христа. А окаянный Ирод творил волю отца своего диавола.

Чье же это дело? Зачем Господь попустил совершиться такому злодеянию. Господь попустил потому, что не была еще стерта глава древнего змия - диавола.

Сатана никогда не оставит нас в покое: будет всю жизнь преследовать, терзать, посылать беды и несчастья, искушая всеми тяжкими искушениями, добиваясь того, чтобы мы оставили путь Христов и пошли за ним, чтобы творили волю не Христову, а его, сатанинскую волю. Спаситель сказал апостолам: В мире скорбны будете; но мужайтесь, ибо Я победил мир (Ин. 16; 33).

Победим его и мы, ибо Христос дал нам силу и крепость противиться всем искушениям и наветам диавола. Он дал нам крестное знамение, дал имя Свое святое, которым будем угашать все раскаленныье стрелы лукавого (Еф. 6; 16).

Итак, не бойтесь сатаны, уповая всегда на помощь Того, Кто ныне родился в вифлеемской пещере, Кто ныне пришел на землю, чтобы стереть главу древнего змия - диавола Крестом Своим. Уповайте на Него и идите твердой поступью по указанному пути.

Но помните, что не надо быть самонадеянными и произвольно вызываться на борьбу с диаволом. В нынешнем евангельском чтении вы слышали, что, когда предстояло избиение вифлеемских младенцев, Ангел Господень явился во сне святому Иосифу, Обручнику Приснодевы Марии, и повелел ему бежать с Младенцем и Матерью Его в Египет, т. е. спасаться бегством от ярости сатаны.