Spiritual Aspects of Christianity

Мера подвига твоего заключается в том, чтобы не прелюбодействовать в мыслях, но противостоять страстям и внутренне вести брань, бороться с пороком и не слушаться его, не принимать его даже в помыслах. Преподобный Макарий Египетский (33, 124).

Труды и подвиги этой кратковременной жизни не только хранят нас от согрешений, но и приготовляют душе венцы еще прежде исхода из тела (34, 210).

Если не удручать подвигами своего тела, не увидеть и Божественного света. Преподобный авва Исаия (34, 212).

Никогда не слабеет духовная брань у подвижника Христова. Чем более он побеждает, тем более сильная начинается брань. Ибо после покорения плоти восстанет на победителя - воина Христова такое множество противников, такое полчище врагов, раздраженных его триумфами. Это для того, чтобы воин Христов, разленившись в праздности мирного состояния, не стал забывать о славных подвигах своей борьбы, и расслабев от праздной беспечности, не лишился награды. Итак, если с возрастанием добродетели хотим взойти к высшим степеням триумфа, то в том же порядке должны вступить в новые подвиги. Сначала мы должны говорить с апостолом: "Бьюсь не так, чтобы только бить воздух;

но усмиряю и порабощаю тело мое" (1 Кор. 9, 26-27) Чтобы, победив в этом сражении, мы опять могли сказать с апостолом:

"Наша брань не против крови и плоти, но... против духов злобы поднебесных" (Еф. 6, 12). Ибо иначе мы никаким образом не сможем сразиться с ними и не заслужим того, чтобы вступить в духовную брань, если будем побеждены в сражении с плотью и разбиты в борьбе с чревом. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 60).

Тому, кто подвизается на внутренней брани, в каждое мгновение надо иметь следующие четыре делания: смирение, крайнее внимание, противодействие помыслам и молитву. Смирение потому что брань у него идет с гордыми соперниками демонами, а он должен всегда иметь в сердце помощь Христову, ибо Господь ненавидит гордых. Внимание чтобы не хранить в своем сердце никакого помысла, даже если он кажется добрым. Противодействие помыслам - чтобы, как только заметить, кто пришел, "тот-час с гневом восстать против лукавого, как говорится: "И я дам ответ поносящему меня" (Пс. 118, 42)),-"Только в Боге успокаивается душа моя" (Пс. 61, 2). Молитву-чтобы после противодействия, сразу воззвать из глубины сердца с воздыханиями неизреченными. Преподобный Исихий Иерусалимский (67, 169).

The inevitable feat is already at the door. Let us take up the shield of faith; with love let us draw from the Divine source the hopes that save our souls. I mean the Uncreated, One-in-Essence Trinity, this Source of life. St. Ephraim the Syrian (27:137).

As a warrior fights in sweat, in dust, in heat, in labor and suffering, so the righteous here must endure much and endure everything generously, if he wants to receive bright crowns there (36:466).

Strive in wisdom quietly, with dignity and fear, and with concern that God sees you, put away unnecessary cares (36,900).

If during the podvig you fall more than once, do not despair. Get up again and struggle, and do not retreat until you are crowned with a resplendent crown of victory over the devil and hide the treasures of virtue in a safe place. When you have established yourself in the habit of virtue, you will no longer transgress the commandments through negligence (41:121).

Why do you say that with evil there is great pleasure, and with virtue great and hard work? But what grace would there be for you, or for what would you receive a reward, if it were not a difficult matter? (42, 233).

No podvig can be great if it does not benefit others (44:580).

Although we must relate everything to God, we ourselves must be active, take upon ourselves labors and podvigs (45:607).