Spiritual Aspects of Christianity

Не дозволяй глазам своим смотреть по сторонам и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой (25, 151).

Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрию (25, 155).

Кто обуздывает очи свои, тот делается легким, а у кого взор блуждает, тот возлагает на себя бремя (25, 167).

Кто постоянно хранит взор чистым и целомудренным, тот узрит наивысшую красоту рая. Преподобный Ефрем Сирин (29,386).

Глаз создан для того, чтобы мы, видя им творения Божии, прославляли их Создателя (38, 205).

Не для того Бог создал тебе глаза, чтобы ты делал их орудием прелюбодеяния, но для того, чтобы, взирая на Его творения, благоговел перед Творцом. Святитель Иоанн Златоуст (38, 193).

Есть воздержание и в слухе-владеть слухом и не поражаться пустою молвой.

Есть воздержание в раздражительности-владеть гневом и не вдруг воспламеняться.

Есть воздержание от славы - владеть своим духом, не желая прославления, не искать славы, не превозноситься, не искать чести и не надмеваться, не мечтать о похвалах.

Есть воздержание помыслов-низлагать помыслы страхом Божиим, не склоняться на помыслы обольстительные и воспламеняющие не обольщаться ими (25, 28).

Есть воздержание в еде - владеть собой и не выискивать пищи обильной или дорогих яств, не есть не вовремя..., не предаваться духу чревоугодия, не возбуждаться алчностью и вкусом пищи и не желать то одной, то другой. Преподобный Ефрем Сирин (25, 29).

Не будь сластолюбив и предан объядению, чтобы не возобновились в тебе прежние твои согрешения. Преподобный Антоний Великий (82, 23).

Воздержание в пище Бог повелевает для того, чтобы мы обуздывали порывы плоти и делали ее послушным орудием для исполнения заповедей. Святитель Иоанн Златоуст (46, 506).

Благоразумное воздержание чрева есть дверь ко всем добродетелям. Удержи чрево - и войдешь в рай. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 269).

Есть воздержание в питии - владеть собою и не ходить на пиры, не услаждаться приятным вкусом вин, не пить вина без нужды, не выискивать разных напитков, не гоняться за удовольствием пить искусно приготовленные смеси, не употреблять без меры не только вина, но и воды. Есть воздержание в пожелании, в порочном сластолюбии - владеть чувством, не потакать случайно возбудившимся пожеланиям, не склоняться на помыслы, внушающие сладострастие, не услаждаться тем, что впоследствии возбуждает в себе ненависть, не исполнять волю плоти, но обуздывать страсть страхом Божиим.

Воздержан тот, кто свободен от пристрастия смотреть на женские лица, не пленяется внешностью, красотой, не уловляется словами лести, не остается вместе с женщинами, особенно - нескромными, не длит беседы с женами. Преподобный Ефрем Сирин (25, 29).

Воздержание от угождения плотским похотям доставляет уму чистоту. Тогда воззрение ума на землю и все земное изменяется:

ему открывается то, чего он до тех пор не видел,тленное в тленном и временное во временном. Помышления его начинают возноситься к вечности. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 236).

Мера воздержания

В душевных немощах одна мера воздержания - совершенное отчуждение от всего, что ведет к пагубному удовольствию (8,119).

Воздержанием называется, конечно, не полный отказ от пищи (это было бы насильственным разрушением жизни), но удержание себя от сластей, предпринимаемое при низложении плотских пожеланий с благочестивою целью (8, 115).