Spiritual Aspects of Christianity

Многие спрашивают, почему Господь во Воскресении не явился тотчас всем иудеям? Вопрос тщетный и суетный. Если бы Своим явлением Он мог обратить всех к вере, то не преминул бы явиться всем. Но Он никак не преклонил бы иудеев к вере, если бы явился им по Воскресении. Этому Он учит нас на примере Лазаря. Ибо когда Христос воскресил этого четверодневного мертвеца со всеми признаками тления, когда, по гласу Его, этот мертвец, обвитый погребальными пеленами, встал перед лицом всех,- и это не обратило их к вере, но еще более привело в раздражение. Пришедшие туда намерены были убить и самого Лазаря за то, что над ним совершилось чудо Христово (Ин.12, 10). Итак, если видя, что Господь воскресил Лазаря из мертвых, они не уверовали в Него, то каким неистовством воспылали бы против Него, если бы Он явил им Себя Самого, воскрешенного собственной силой? Хотя они ничего не могли Ему сделать, однако с большим неистовством устремились бы к нечестию. Поэтому, желая избавить их от напрасного неистовства, Он скрывался от них. Притом они подверглись бы и более жестокому наказанию, если бы Он явился им после Своих Страданий.

Потому-то, щадя их, хотя Сам и скрывался от очей их, но в то же время (для обращения их) и открывался в знамениях и чудесах. Так, услышать Петра, говорящего: "Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи" (Деян. 3, 6), значило не меньше чем видеть Христа Воскресшего. Чудеса служили доказательством Воскресения (Христова) и располагали к вере, сердца человеческие скорее могли быть утверждены в вере видением чудес, совершенных во имя Его, чем явлением Его Самого по Воскресении. Это явствует из того, что когда Христос воскрес и явился Своим Ученикам, нашелся даже между ними неверующий Фома. Он хотел вложить персты свои в раны от гвоздей, осязать ребра Христовы, чтобы убедиться в Воскресении. Если же этот ученик, который три года жил рядом со Христом, участвовал в трапезе Господней, был свидетелем величайших Его знамений и чудес, слушал Его беседы и уже видел Его воскресшим, при всем том, не прежде поверил, чем увидел раны от гвоздей и копия, то как уверовал бы в Него весь мир только потому, что все увидели бы Его воскресшим? Кто дерзнет утверждать это?

Но не только этот, и другие укажем примеры того, что чудеса гораздо больше убеждали, чем явление воскресшего. Вот, когда народ услышал Петра, говорящего хромому: "Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи", сразу пять тысяч мужей обратились к вере во Христа (Деян. 4, 4); а ученик, видевший Самого Воскресшего, оставался в неверии. Видишь ли, как это чудо гораздо скорее пробудило веру в воскресение? Явление Воскресшего Христа не вывело из неверия даже ближайшего ученика Его, а свидетели чуда, сотворенного Петром, из врагов Христовых сделались верующими...

Но что я говорю о Фоме? Если хочешь знать, и прочие ученики, увидев Господа по Воскресении, не сразу поверили. Выслушай разумно, только не осуждай их, возлюбленный. Если Христос их не осудил, то и ты не осуждай; ибо ученики видели необыкновенное и чудное явление Самого Первородного воскресших из мертвых. А столь великие чудеса сначала, обыкновенно, поражают ужасом, пока, спустя некоторое время, в сердцах верующих не водворится спокойствие. Это самое и случилось тогда с учениками. Ибо после того как Христос, воскресший из мертвых, приветствовал их словами "мир вам", они, как сказано, "смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь?" Потом "показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?" (Лк. 24, 36-41). Вот каким способом желал Он уверить учеников Своих в Воскресении! Если, говорит, не убеждают вас прободенные копьем ребра Мои, не убеждают и прочие раны, пусть убедит трапеза... Итак, когда Он "явил Себя живым... в продолжение сорока дней являясь им" (Деян. 1, 3) и с ними ел, это не потому, что Он Сам нуждался в пище, но потому, что желал утвердить в вере учеников. А отсюда ясно, что знамения и чудеса самих апостолов служили самым непререкаемым доказательством Христова Воскресения...

Мог бы Он и в самую минуту смерти воздвигнуть тело и явиться живым. Но предусмотрительно не сделал этого, потому что сказали бы, что тело вовсе не умирало или что коснулась его несовершенная смерть. И если бы смерть и Воскресение последовали в краткий промежуток времени, то, может быть, неявной стала бы слава нетления. Чтобы показать смерть в теле, Слово воскресило его в третий день. Но чтобы, воскреснув после долгого пребывания и совершенного истления во гробе, не подать случая к сомнению, будто бы имеет на Себе уже не то, а иное тело, то по этой причине терпит не более трех дней. И не длит ожидания слышавших, что сказано Им было о воскресении, но пока слово еще звучало в памяти их, пока не отводили еще очей и не отрывались мыслью, пока живы еще были на земле и находились на том же месте и умертвившие и свидетельствующие о смерти тела Господня, Сам Божий Сын показал, что тело, в продолжение трех дней бывшее мертвым, бессмертно и нетленно. Святитель Афанасий Александрийский (113, 340).

Спросит кто-нибудь: "Почему так установлено Отцами, что, например, в день страдания Христа читается в Церкви Евангелие о страданиях и Кресте, а книга Деяний апостольских читается не в те дни и не в то время, когда совершались эти деяния? Ибо не тотчас по Воскресении Христовом апостолы начали творить чудеса. Но Христос в продолжение сорока дней сам пребывал с ними на земле, и апостолы в это время не творили никаких чудес до сошествия на них Святого Духа. Почему же не после Пятидесятницы, а тотчас после Воскресения начинаем читать Деяния апостольские?" После воспоминания страданий Христовых мы празднуем Его Воскресение. Но наилучшим доказательством истины Воскресения Христова служат чудеса, совершенные апостолами, а книга Деяний есть не иное что, как повествование о чудесах апостольских. Итак, что наиболее уверяет нас в истине Воскресения Христова, то и заповедали Отцы читать тотчас после дней страдания и живоносного Воскресения. По этой причине, возлюбленные, тотчас после Креста и Воскресения, мы и читаем Деяния апостольские, чтобы иметь твердую и несомненную уверенность в истине Воскресения Христова. Ты не видел телесными очами Воскресшего из мертвых? - но созерцаешь Его очами веры. Не видел Воскресшего телесными очами? Но узришь Его в бесчисленных чудесах. К этому-то созерцанию Воскресшего - верою ведет нас повествование о чудесах, совершенных апостолами. Святитель Иоанн Златоуст (114, 26-27).

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

Слово в Неделю Ваий иже во святых отца нашего Андрея, архиепископа Критского

Придите, возлюбленные, встретим Христа, Который сегодня возвращается из Вифании и добровольно грядет на честную и блаженную страсть ради нашего спасения. Ныне грядет во Иерусалим Тот, Кто для нас сошел свыше, чтобы нас, лежащих долу, возвысить с Собою превыше всякого Начальства и Власти и Силы, ...и всякого имени (Еф. 1, 21), грядет же не как ищущий славы и не с великолепием, но является кротким и смиренным. Что смирнее подъяремного животного? Он же Христос Спаситель, сидящий на Херувимах, не устыдился воссесть на осла, как на трон, исполняя древний пророческий глас: "Ликуй от радости, дщерь Сиона... се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной" (Зах. 9, 9; Мф. 21, 5). Придите и будем подражать исшедшим в сретение Господу, не одежды и ветви распростирая по пути Его, но, насколько возможно, сами смиренным духом и правым сердцем, приемля в себя грядущее Слово, вмещая в себе нигде не вместимого Бога. Это приятно Тому, Кто нисшел ради нас, чтобы тесным соединением с нами возвести нас с Собою. Поставим самих себя у Ног Христа, облеченными вместо одежд в благодать Его или в Него Самого, ибо "все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал. 3, 27). Будем ежедневно говорить священные слова, поднимая ветви души: "Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" (Ин. 12, 13). Куда и откуда грядет? - к нам от Отца, к Престолу от чуда над Лазарем. Когда грядет и ради кого?-по исполнении времен, ради нашего спасения: "однажды, к концу веков" (Евр. 9, 26) Он добровольно избрал смерть за людей - по избытку человеколюбия Он стал человеком, чтобы спасти человека. Итак, последуем смирению Христову, обнимем нищету, чтобы обогатиться; вкусим Креста (Господня), чтобы наследовать сладость жизни. Расстелем у ног Господа вместо одежд желания сердца, чтобы Он был весь в нас и явил всех нас в Себе и всего Себя в нас.

Хочешь ли, возлюбленный, светло праздновать торжественный день и встретить Христа, грядущего на страдания, и прилепиться к Нему? Будь спутником Победителю, вместе с толпой потрясая знамениями победы. Вместо ветвей принеси добродетельную жизнь; ветвями масличными сделай свои руки, простертые к милостыне. Покрывающему небо облаками подстилай цод ноги не одежды-всего себя предай верою Воплотившемуся ради тебя. Облеки Им всего себя, как одеждой, и прими Его всего, ради тебя пришедшего и грядущего на страдания. Будь, если угодно, осленком, понеси Христа, грядущего во Иерусалим. И как тот, не противясь, но преклонившись, следовал за посланными в Вифанию, чтобы отвязать и привести его, так и ты сам подчинись научающему тебя принять Христово смирение. Ни в чем не противься-и будешь поистине осленком Христовым, освобожденным от скотского неразумия. Уподобься детям, младенчествуй во зле. Перемени седину волос на кротость младенца-бесполезна седина,если нет простоты. Сопутствуй Господу с народом, предшествуй народу.

Восприми пророческие уста, воспой, прославь Возводящего тебя от славы в славу, стань Сионом, стань душою Иерусалима, действительным градом Божиим, градом прославленным, чтобы принять Христа, вселяющегося в тебя "Се грядет к тебе... спасающий, кроткий" (Зах. 9, 9) не величаяся благодеяниями. Воспой с детьми, взывая: "Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" Сделай сердце свое горницей посланного, чтобы принять Христа для вкушения у тебя вечери. Но, удостоившись трапезы с Христом, не подражай Иуде. Вкушая таинственную Трапезу, не будь безрассуден - не замышляй зла на Учителя. Если ты слышишь: "Один из вас предаст Меня" (Мф. 26, 21) - не величайся. Смирись со смиренными, заботься о молчании. А если спросят тебя, отвечай кротко Всеведущему и не мудрствуй больше, чем подобает. Кто же уготовит сердце свое, как горницу? Кто будет подражать осленку и примет Христа? Кто окажется вечерею для Христа, предлагая жизнь свою в пищу Изрекшему: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Ин. 4, 34)) ? Кто имеет столь пламенную веру, что желает претерпеть со Христом вожделенную и блаженную страсть: "Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие" (Мф. 20, 18-19)? Кто отвергнет всякое пристрастие, кто будет подражать своему Господу, ради Него охотно перенося все, что Он добровольно претерпел ради людей? Ибо Он страдал не за Себя Самого, но давая нам образ и показывая предел мужества и смирения, чтобы мы не падали духом, когда приемлем скорбь. Прибавление к Церковным ведомостям. № 13, 1900 г.

ГНЕВ

Гнев убивает душу...

Ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9, 54-56).