Spiritual Aspects of Christianity

Но можно это зло греха не только сделать безвредным, но обратить к большим совершенству и славе человека.

Это может показаться невероятным, но самое дело Божие это доказывает. Грех ввел страсти, но Евангелие открыло столько мужей, которые покорили их разуму! Грех воспалил вожделение; но благодать Христова произвела столько праведников, которые и во плоти пожили, как Ангелы! Грех везде поставил преграды и соблазны добрым нравам; но Дух Господень воздвиг столько подвижников, которые непорочно сохранили святость нравов. Грех ввел беды и несчастия; но вера явила ("только духовных воинов, которые радовались в самих страданиях! Грех ввел смерть, как страшную муку; но евангельская благодать представила столько героев, которые презирали смерть и торжествовали над нею! Итак, видите, что через самое зло сила нашего разума и воли пришла в;

большее действие; открылось для человека поприще заслуг и славы. Чрез самое падение премудрость Божия возвысила человека.

И умножение зла стало поводом к тому, что мы получили большую благодать, чем потеряли.

Так не воскликнем ли мы со всеми святыми: где, смерть, твое жало? Где, ад, твоя победа? Где твое, искуситель, усилие к гибели нашей? Они обратились на главу твою. Где твои, грех, искушения? Праведным Божиим они доставляют только победу и славу. Где твои, мир, прелести? Открывшаяся небесная красота заставила презирать их. Где наши страхи и бедствия? Бог стал одесную своих избранных, и они не движутся. Платон, митрополит Московский (105, 147-151).

"Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго мое благо, и бремя Мое легко" (Мф. 11, 29-30). Воспользовавшись этим, божественный апостол назвал грех обременительным и запинающим нас (Евр. 12, 1). Ибо что тягостнее и вреднее греха? И, с другой стороны, что легче и полезнее добродетели? Греховность, как сказано в Притчах, "многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею" (Притч. 7, 26). "Беззаконного уловляют собственные беззакония его" (Притч. 5, 22). А добродетель оживляет и возносит на высоту, по слову автора Притч: Она-древо жизни для тех, которые приобретают ее (Притч. 3, 18), и по слову Псалмопевца: "Смиренных возвышает Господь" (Пс. 146, 6). Поэтому грех символически представляется в виде придавливающего куска свинца (Зах. 5, 7), и те, у кого есть плотское бремя и плотские похоти, кого придавил грех, не могут свободно возводить око к небу. Потому и иго Спасителя благо, и бремя Его легко. Но скажут, почему же легко, когда Он говорит: если кто "не возненавидит отца своего и матери" (Лк. 14, 26), "и кто не берет креста своего и следует за Мною" (Мф. 10, 38), и кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк. 14, 33), когда повелевает отдать и саму душу? Да научит тебя Павел, который говорит: "Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу" (2 Кор. 4, 17); и еще:

"нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Рим. 8, 18). Святитель Афанасий Александрийский (115, 712).

Удостоившись, по дару, отпущения грехов, со всяким тщанием храни себя, чтобы отпущение грехов зависело от Бога, а хранение - от тебя. Как же этого достичь? Помни всегда Христову притчу, это будет для тебя самым лучшим и совершенным пособием. Вышел из тебя нечистый дух, изгнанный Крещением (Лк. 11, 24-26). Ему несносно гонение, нетерпимо быть бездомным и бесприютным. Проходит он "по безводным местам" (Лк. 11, 24), где пересох Божественный поток, ибо он любит там быть, скитается, ища покоя и не находя. Приступает к душам крещеным, в которых порчу омыла купель. Боится воды, душит его очищение- целый легион погиб в море. Опять возвращается в дом, из которого вышел, потому что бесстыден и упорен, приступает снова, делает новые покушения. Если найдет, что Христос водворился и занял место, оставленное им, то снова, отраженный, уходит без успеха, продолжая свое жалкое скитание. Если же найдет в тебе место выметенное и убранное, но пустое, ничем не занятое, равно готовое к принятию того или другого, кто бы ни пришел первым, поспешно входит, поселяется с еще большим удобством, и бывает для человека того последнее хуже первого. Ибо прежде была надежда на исправление и осторожность, а теперь стало явно повреждение, привлекающее к себе лукавое удалением от добра, потому для поселившегося обладание местом сделалось надежней. Святитель Григорий Богослов (115, 737-738).

Грехи можно загладить, кроме всеобщей благодати Крещения и мученичества, многими делами покаяния. Ибо к вечному спасению средств много. 1. Прежде всего о покаянии говорит апостол Петр: "Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши" (Деян. 3, 19), говорят Иоанн Креститель и Сам Господь: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3, 2). 2. Но и "любовь покрывает множество грехов" (1 Пет. 4, 8). 3. И милостыней врачуются раны души нашей, потому что как "вода угасит пламень огня", так и "милостыня очистит грехи" (Сир. 3, 30);

4. И слезы омывают грехи, ибо Давид, сказав: "Каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою" (Пс. 6, 7), далее говорит, что он не напрасно проливал их: "Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего" (Пс. 6, 9). 5. Так же заглаживаются грехи исповеданием их: "Я сказал: исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего" (Пс. 31, 5); и еще: о беззакониях твоих "говори ты, чтоб оправдаться" (Ис. 43, 26). 6. Душевной и телесной скорбью приобретается отпущение грехов: "Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои" (Пс. 24, 18). 7. Особенно исправлением наших нравов уничтожаются грехи: "удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите-и рассудим... Если будут грехи ваши, как багряное,-как снег убелю; если будут красны, как пурпур,-как волну убелю" (Ис. 1, 16-18), 8. Иногда молитвы святых изглаживают грехи... 9. Иногда исцеляется грех делами милосердия и веры: "Милосердием и правдою очищается грех" (Притч. 16, 6); 10. Содействием спасению других: ибо "обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5, 20). 11. Прощением обид, нанесенных нам: "если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6, 14). Вот сколькими путями можно заслужить милосердие Создателя! Видя эти пути, никто из желающих спасения не должен отчаиваться. Ибо если ты не можешь загладить грехов твоих скорбью поста, по причине немощи телесной, если не можешь сказать: "Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука" (Пс. 108, 24), "я ем пепел, как хлеб, и питие мое растворяю слезами" (Пс. 101, 10), то искупай их милостыней. Если не имеешь, что дать нищему - хотя бедность никого не освобождает от этого дела, потому что две лепты вдовицы предпочитаются большим дарам богатых, и Господь обещает воздать награду даже за чашу холодной воды (Лк. 21, 2; Мф. 10, 42), то можно очиститься посредством исправления нравов. Если подавлением своих страстей и пороков не можешь достичь совершенства добродетелей, то приложи благочестивую заботу о пользе и спасении других. Если признаешь себя неспособным к этому служению, то можешь покрыть грехи делами любви. Если беспечность сделала тебя слабым для этого, то проси исцеления своих ран молитвой и помощью святых. Далее, кто не может покорно сказать: "Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего", чтобы этим исповеданием заслужить прощение грехов, о котором сказано: "И Ты снял с меня вину греха моего" (Пс. 31, 5). Если ты стыдишься открыть свой грех людям, то не переставай открывать его перед Тем, Кому он известен, говори непрестанно: "Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал" (Пс. 50, 5-6). Он, и не пристыдив обнародованием, излечивает и без укоризн прощает. Кроме этого несомненного средства получить прощение грехов благодать Божия дала нам еще более легкое-это прощение другим согрешений их: "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (Мф. 6, 12). Итак, кто хочет получить прощение грехов, тот пусть постарается воспользоваться этим средством. И не нужно убегать от источника спасения, потому что, хотя бы мы сделали все нужное для очищения грехов, но если не покроет их Милосердный, Который один очищает от беззаконий, то они не изгладятся. Получивший прощение грехов должен удовлетворять за них постами и умерщвлением плоти и страстей, ибо по словам Священного Писания: "Без пролития крови не бывает прощения" (Евр. 9, 22). Это и справедливо, потому что того, кто не допускает мечу духовному, "который есть Слово Божие" (Еф. 6, 17), проливать кровь, того поразит проклятие Иеремии: "проклят, "кто удерживает меч Его от крови!" (Иер. 48, 10). Ибо этот меч источает из нас вредную кровь, служащую пищей порокам, и отсекает в нас все земное и плотское. И нам, умершим для пороков, дает средство жить для Бога и украшаться добродетелями. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Лева Пинуфий 53, 533).

Душа благочестивая когда оступишься и согрешишь-не медли в грехе твоем, чтобы не уклониться к тяжкой участи, но тотчас, признав свой грех, кайся и молись Господу: "согрешил, Господи, помилуй меня", и отпустится Согрешение твое. Но впредь берегись этого, как змеиного жала: "Жало же смерти-грех" (1 Кор. 15, 56). Берегись этого жала, чтобы не погибнуть. Согрешить-дело человеческое; но оставаться в грехе - диавольское Диавол как согрешил, с того времени непрестанно в грехе и ожесточении пребывает и во веки пребудет. Берегись же прилагать грех к греху, чтобы не остаться с диаволом (104, 471-472).

В больнице бывает, что не все исцеляются: есть болезни неисцелимые, и человек не все может, что хочет, но в святой Церкви не так. Нет такой душевной болезни, которой бы Христос не хотел и не мог исцелить, только бы сам больной хотел этого и усердно просил у Христа. Ибо все возможно Тому, слову и повелению Которого все повинуется, слово и желание Которого есть дело, повелением Которого слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. Познай только, христианин, и признай немощь твою, и проси со смирением у этого Врача исцеления, и ожидай без сомнения - и непременно получишь. Только берегись того, что препятствует Его спасительному лечению (104, 577-578).

Святой апостол Иоанн говорит: "Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха" (1 Ин. 1, 7).

Замечай, что кровь Христова очищает грешника от всякого греха.