Spiritual Aspects of Christianity

Бог всегда был, есть и будет; но лучше сказать, что Он

всегда есть, потому что "был" и "будет" означают деления нашего вре-мени, свойственные естеству преходящему, а Сущий вечен. Святитель Григорий Назианзин (113, 109).

Всякое прошедшее уже не существует, а всякое будущее еще не существует, следовательно, как прошедшее, так и будущее есть недостаток в бытии. Но в Боге ничего недостающего нет. Следовательно, у Бога нет ни прошедшего, ни будущего, а одно настоящее. Блаженный Августин (113, 109).

Не должен христианин сомневаться, что Бог наш - безначальный, бесконечный и потому вечный и присносущный. Он один существенно живет, не может не быть. Существо Его и естество есть сама жизнь. Все созданное имеет начало, так как Им приведено из небытия в бытие; и могло бы снова не быть, если бы Он так изволил. Но Создатель как был всегда - и прежде мира, так и ныне Тот же, и вечно будет Тот же неизменно; и как прежде не мог не быть, так и не может не быть. Поэтому не только называется "Вечный", но и "вечность"; не только "Живой", но и "жизнь"; не только "Безначальный и Бесконечный", но и "безна чальность и бесконечность"; не только "Пребывающий", но и "бытие". Мы называем Его "Сущий", то есть и был, и есть, и будет. И в Святом Писании Он говорит о Себе: "Который есть и был и грядет" (Апок. 1, 8). И в прочих местах прекрасно изображается Его безначальность и вечность. Святитель Тихон Задонский (104, 120-121).

ВЕЛИЧИЕ БОЖИЕ

"Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров" (Втор. 10, 17).

"Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом" (Иер. 10, 6).

"Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов" (Мал. 1, 14).

"Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые (Иов. 37, 5). Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия" (Иов. 37, 23).

"Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его" (Ис. 2, 10).

"Вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу" (Лев. 9, 23).

"Но жив Я, (и всегда живет имя Мое,) и славы Господней полна вся земля" (Чис. 14, 21).

"Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил (имени Твоему)" (3 Цар. 8, 27).

"Господи, Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!" (Пс. 8, 2).