Spiritual Aspects of Christianity

Так как священники не знают всех грешников и людей, недостойно причащающихся Святых Таин, то Бог часто ... предает их сатане. Когда случаются болезни, когда наветы, когда скорби и несчастья, когда постигают тому подобные бедствия,- это происходит по такой причине. Святитель Иоанн Златоуст (45, 656).

"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они... обратившись, не растерзали вас" (Мф. 7, б). Эти слова имеют такой смысл. Божие слово свято и является самым драгоценным жемчугом. Псы же и свиньи-согрешающие не только в догматах, но и в жизни. Попрание-раздор и споры о них покушающихся извратить правоту догматов и оскорбляющих достойную жизнь. А растерзание-пренебрежение и поругание неправедно живущими носителей слова Божиего, подающих добрые советы. Господь поэтому и сказал:

не бросайте слова, подобно чему-либо малоценному и легко приобретаемому, чтобы и Господа не оскорбить, и самим не подвергнуться осмеянию тех, которые не говорят и не живут в истине. Иные же, тоже близкие к правде, толкуют эти слова так, что Господь повелел не давать и священства недостойным и нечистым, чтобы не осквернили его. ...Если же скажут, что и согрешающим мирянам Господь повелевает не преподавать Божественных Таин,-не противоречь этому. Преподобный Исидор Пелусиот (115, 643-644).

Когда священник священнодействует, совершив смертный грех, бывает ли действительным Таинство? Бывает, так как Таинство свое начало имеет от Христа, но только в этом случае самому священнику, как находящемуся во грехе, оно не сообщает никакой благодати: "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем",-говорит апостол (1 Кор. 11, 29). Святитель Димитрий Ростовский (103, 86).

Христианина без веры быть не может, веры же-без любви, а любви-без добрых дел (1 Кор. 13, 1-8, 13). Иначе христианин остается ничем иным, как язычником, хотя исповедует имя Божие и Христово. Как же страшно такому приступать к Святой Тайне-всякий видит. От этого бывает, что многие христиане, причащающиеся Святой Тайны, изменяются не к лучшему, а к худшему, ослепляются еще больше; не просвещаются, а ожесточаются; не исправляются, а из греха в грех впадают, но греха своего не познают, и греха за грех не считают, и делают то, чего язычники не делают. Причина этому в том, что презирают Божию благодать, а потому и сами лишаются Божией благодати, и предает их Бог "превратному уму-делать непотребства" (Рим. 1, 28). Святитель Тихон Задонский (104, 1668).

Святой Макарий Александрийский рассказывал о бывшем ему страшном видении. Братия приступили к принятию Святых Таин. Как только некоторые простирали руки, бесы, как бы предупредив священника, клали им на руки уголья, между тем как Тело Христово, преподаваемое священником, возносилось обратно к алтарю. Напротив, когда более достойные из причастников простирали руки к алтарю, злые духи отступали от них и с ужасом далеко убегали. Видел он также, что Ангел Господень предстоял алтарю и вместе с рукою священника простирал свою руку к алтарю и участвовал в преподании Святых Таин, И с того времени почила на нем благодать Божия, открывавшая ему, как во время бдений, при чтении псалмов и молитв кто-нибудь из братии, по внушению злых духов, предавался помышлениям. И не укрывались от него ни недостатки, ни достоинства брати, приступающих к алтарю. Жизнь пустынных отцов (77, 105).

Ныне, о Владыко, среди живых я пребываю, как мертвый, и среди мертвых, как живой, я-несчастный более всех людей, на земле живущих, которых создал Ты, Боже мой. Ведь быть мертвым среди живущих по Тебе хуже, чем не получить бытия. Ибо жить неразумной и скотоподобной жизнью не ведущих Бога подобно тому, что жить среди мертвых. В самом деле, как не подобно? и как не то же? хотя мне и кажется, что я знаю Тебя, и верую в Тебя, и воспеваю и призываю Тебя. Ибо только уста мои, Слове, говорят то, чему научен я, равно и гимны и молитвы я воспеваю те, которые давно уже написаны принявшими Духа Твоего Святого. Между тем, говоря это и думая, что я сделал нечто великое, я не чувствую и не понимаю того, что как дети, учась, часто не сознают силы речений, так и я, проводя время в молитвах, чтении псалмов и составлении гимнов и воспевая Тебя, единого благоутробного Владыку, не воспринимаю чувством Твоей славы и света. И подобно тому как еретики, многому научившись, мнят, что познали и знают Тебя, мнят, несчастнейшие, что и видят Тебя, Боже мой, так и я, произнося много молитв и псалмопений одним языком своим, положим же, что и сердцем, на основании этого полагаю, что обладаю высшей степенью веры, думаю, что воспринял всякое познание истины и ни в чем более не нуждаюсь. На основании того же я заключаю, что вижу Тебя, Свет мира. Спаситель, и говорю, что имею Тебя, и Ты сопребываешь со мною. Воображая, что приобщаюсь Твоей Божественной природе, я против себя же подыскиваю выдержки и речения. Так, отыскав из Писания, я привожу следующее свидетельство: Господь сказал, что ядущие Его Плоть и пиющие Его Кровь в Нем пребывают, равно и Он Сам, Владыка, в них обитает (Ин. 6, 56). Итак, говоря это, я утверждаю, что в удержимом виде тела Неуловимый пребывает, как уловимый и совершенно Невидимый, как видимый и держимый. Но я, несчастный, не понимаю того, что только в тех, в которых Ты изволишь, в чувственном, держимом и видимом Ты, Создатель, пребываешь, как чувственный, держимый и видимый. В нечистых же, каков я, или, лучше сказать, недостойных, Ты, обоготворяя чувственное Твое Тело и Кровь* и делая его совершенно недержимым и неуловимым, неизменно изменяешь его, вернее же, поистине претворяешь в духовное и невидимое, как некогда Ты вошел и вышел сквозь затворенные двери (Ин. 20, 19-26) и в Другой раз сделался невидим на глазах учеников во время преломления хлеба (Лк. 24, 30-31). Так и ныне (в Таинстве Евхаристии) хлеб Ты соделываешь Телом Твоим духовным. А я думаю, что, делаясь причастником Твоей Плоти и приобщаясь Тебя, я всегда удерживаю Тебя, хотел ли бы Ты или не хотел, и воображаю, Христе мой, что бываю как бы святым наследником Божиим и Твоим сонаследником и братом, и причастником вечной славы. Итак, не ясно ли отсюда, что я являюсь совершенно бесчувственным и не понимаю, очевидно, того, о чем пою и что воспеваю, что говорю и о чем всегда размышляю. Ибо если бы * То есть обоготворяя только евхаристический хлеб и вино, а не причащающихся их.-Примеч.пер.

fully understood, then I would certainly have known that You, O my God, were irrevocably made man, in order that, having received me, you might deify all things, and not that You, as a man, might dwell in fat flesh, and that, being like God, by nature. completely irrepressible, imperishable and elusive. Thou hast been kept in corruption. If I knew that Thy Divine Body is elusive, and believed that Thy holy Blood is truly an unapproachable fire for me, the unworthy, then I would partake of them with fear and trembling, cleansing myself with tears and sighs. But I now sit in darkness, deceived by ignorance and possessed, miserable, by complete insensibility.

Yet I beseech and beseech Thee, falling down before Thee and seeking Thy mercy: look upon me. My Lord, and now, as in the past, show Thy kindness and compassion, show unforgiving malice upon me, the publican, or rather the all-fornicator, who have sinned before Thee beyond all the nature of rational and dumb beings. For though I have committed all iniquities in my life, yet Thee, God (the Father), I confess to be the Creator of all, Thee, the Son of God, I esteem to be of one essence (to the Father), born of Him before all ages, but in the last times of the Holy Virgin Theotokos Mary, born as a child, and made man, suffering for my sake, crucified and given over to burial, rising from the dead on the third day, and ascending there in the flesh, from whence Thou hast not departed. Therefore, because I thus believe and worship You, and trust that You, O Christ, will come to judge all and give each one according to his merits, let faith be imputed to me instead of works. My god; do not demand from me works that completely justify me, but instead let this faith be sufficient for me. May she protect, may she justify me and show me to be partakers of Thy eternal glory*. For he that believeth in Me, Thou hast said, O my Christ, shall live, and shall never see death (John 11:25-26). And so, if faith in Thee saves the desperate, then behold, I believe, save me** by illuminating me with Thy Divine light: by appearing. Thou shalt enlighten, Vdadyko, in the darkness and shadow of death my soul. Grant me tenderness, as Thy life-giving drink, a drink that rejoices my spiritual and bodily senses, a drink that always rejoices me and gives me life, which do not deprive me, O Christ, the humble pilgrim, who has placed all my hopes in Thee. St. Symeon the New Theologian (59:59-62)***.

* The above words, beginning here: "Let faith be imputed to me instead of works," etc., are read verbatim in the eighth morning prayer (Most merciful and all-merciful, O my God...), with the remarkable accuracy of the Slavonic translation. lane.

** And these further words we read literally in the same prayer; only they are placed there above the previous ones. On the basis of these literal excerpts, it should be concluded that the author of the above-mentioned beautiful prayer is either St. John himself. Symeon the New Theologian, or it was composed by someone from the 9th hymn. transl. *** Hymn 9. Whoever lives not yet knowing God is dead among those who live in the knowledge of God; And whoever unworthily partakes of the Holy Mysteries, for him the Divine Body and Blood of Christ is elusive.

Communion should not be fruitless

Not only is he subject to terrible condemnation who unworthily, with impurity of flesh and spirit, partakes of the Body and Blood of the Lord, but also he who partakes of Communion without fruit and benefit. For two reasons, she is condemned for her infertility. The first is that he makes this Sacrament, so salvific and beneficial, barren and useless in itself, without doing anything good (as if to reproach the Sacrament). The second is that he partakes of Communion ungratefully, since afterwards he does not show any thanksgiving to God, through the fulfillment of His commandments. If Christ the Lord did not leave unpunished those who utter idle words, how much more will He condemn him who makes such a great Mystery barren (idle)

St. Symeon the New Theologian (60:422).