Spiritual Aspects of Christianity

Против всех демонов должны мы выступать, со всеми воевать и всех поражать именем Господа нашего Иисуса Христа (69, 175).

Демонов сокрушает смиренномудрие, побивает-послушание, обращает в бегство-молитва, морит гладом-пост, низлагает- братолюбие и все прочее доброделание (69, 203).

Никто не избавится от сетей диавола иначе как через исповедание помыслов и желаний, с верой к руководителю своему, сопровождаемой смирением и послушанием. Преподобный Феодор Студит (69, 282).

Если желаем совершенно попрать демонов, то будем проявлять во всем смиренномудрие, отринув свою волю. Преподобный Нил Синайский (48, 390).

Святой Антоний увидел распростертыми все сети диавола. Вздохнув, он вопросил Бога: "Кто же избегнет их?". Бог отвечал ему: "Смирение избегает их", а что еще более удивительно, добавил: "Они даже и не прикасаются к нему"! Преподобный авва Дорофей (58, 41).

Брат спросил: "Авва! отчего демоны так сильно боятся тебя?". Старец отвечал:- "С того времени, как я стал монахом, я не допускаю гневу подняться до гортани моей". Исидор, авва скитский (82, 243).

Подвиг молитвы труднее всех прочих подвигов. Когда человек захочет излить перед Богом молитву свою, тогда враги, демоны, спешат воспрепятствовать молитве, зная, что никакой подвиг столь не опасен для них, как молитва, принесенная Богу от всей души... Во всяком другом подвиге, который возложит на себя монах, хотя бы он нес этот подвиг настойчиво и постоянно, он имеет некоторое упокоение, но молитва до последнего издыхания сопряжена с тяжкой борьбой. Авва Агафон (82, 60).

Если впадешь в малодушие-молись. Молись же со страхом и трепетом. Молись усердно, бодренно и трезвенно. Так подобает молиться тем более, что невидимые враги наши лукавы и неусыпны в коварстве: они особенно стараются помешать такому совершению молитвы. Авва Евагрий (82, 113).

Душа, от Духа Святого исполненная дерзновения и мужества, животворящим изображением креста и призыванием Иисуса Бога разрушает бесовские призраки и самих бесов обращает в бегство. Преподобный Никита Стифат (70, 109).

Демоны изнемогают, когда при исполнении заповедей уменьшаются в душе страсти; погибают, когда, в силу бесстрастия души, совершенно исчезают из нее, больше не находя того, чем держались в ней и чем воевали против нее. Преподобный Максим Исповедник (68, 181).

Если не будет испытывать отвращения человек к своему телу, как к врагу и супостату, чтобы ни в чем не угождать ему, то он не может освободиться от сетей вражьих. Диавол употребляет плоть, как сеть, для иноков, особенно юных. Изречения безымянных старцев (82, 373).

Без сокрушения сердца невозможно совершенно избавиться от зла. Преподобный Марк Подвижник (54, 52).

Может ли этот ангел тьмы покаяться потому, что Бог "долготерпелив и многомилостив: не до конца прогневается, ниже вовек враждует" (Пс. 102, 8, 9). Благодать Божия никогда вовеки не враждует, если увидит кого кающимся; но так как эта благодать покаяния была дарована только человеку, ради Христа воплотившегося, ангелу же тьмы дарована не была, то, при отсутствии благодати, он каяться не может. Святитель Димитрий Ростовский (113, 70).

"Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21). Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна, и весь воздух набит ими, но ничего не смогут они сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост- всестороннее воздержание, молитва- всестороннее богообщение; тот извне защищает, а эта изнутри устремляет на врагов огненное всеоружие. Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра, так что тот уверен, что все делает сам, а между тем только исполняет волю своего врага. Возьмись только за молитву и пост-и враг тотчас уйдет, и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, коль скоро оставлены бывают молитва и пост (107, 241-242).