Spiritual Aspects of Christianity

Икона почитается наравне с Крестом и Евангелием

Вот, подлинно, чествуется и вещество, почитаемое вами презренным. Ибо что ничтожнее козьей шерсти и красок? Разве не краски червленица и багряница, и синета*? Вот, подлинно, и дела рук человеческих, и изображение херувимов; также и вся эта скиния была образом. Ибо "смотри,-говорит Бог Моисею,- сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе" (Исх. 25, 40). И, однако, весь Израиль, стоя вокруг скинии, поклонялся перед ней. А, кроме того, херувимы, разве не находились они перед глазами народа? И Кивот Завета, и светильник, и трапеза, и золотая стамна, и жезл, взирая на которые народ поклонялся? Я не поклоняюсь веществу, поклоняюсь же Творцу вещества, ради меня сделавшемуся веществом и в веществе положившему Свое жилище и через посредство вещества совершившему мое спасение. Ибо "Слово стало плотию, и обитало с нами" (Ин. 1, 14), а всем ясно, что плоть-вещество и творение. Итак, почитаю вещество, через которое совершилось мое спасение, и благоговею перед ним, и поклоняюсь ему. Но почитаю не как Бога, а как исполненное божественного действия и благодати. Разве не вещество-древо Креста, трижды счастливое и треблаженное? Разве не вещество-гора, почитаемая и святая, Краниево место? ** Разве не вещество-живоносная скала, святой гроб, источник нашего воскресения? Разве не вещество-чернила, кожи, на которых написаны книги Евангелий? Разве не вещество- Животворящая Трапеза, доставляющая нам Хлеб Жизни? Разве не вещество-и золото, и серебро, из которых сделаны и кресты, и святые дискосы, и потиры? Разве не вещество, предпочтительно перед всем этим, Тело и Кровь моего Господа? Или устрани почитание всего этого и поклонение, или позволяй, по церковному преданию, и поклонение иконам, освящаемым именем Бога и друзей Божиих и по этой причине осеняемым благодатию Божественного Духа (2, 1, XIV).

* Червленица, багряница-ткань, окрашенная в багряную краску: червленец (червец, багрец), изготовлявшуюся из насекомого кошениль; синета- синяя пряжа и синяя краска для пряжи.

** См. Мф. 27, 33. церковнославянский текст.

В иконописи Церковь исповедует истину Преображения

Как святые отцы ниспровергли святилища и храмы демонов и на их местах воздвигли храмы во имя святых, и эти храмы мы почитаем, так истребили они и изображения демонов и вместо тех создали изображения Христа, Богородицы и святых. И во время Ветхого Завета, конечно, ни храмов во имя людей не воздвигал Израиль, ни память человека не праздновалась. Ибо природа людей была еще под проклятием, и смерть была приговором (то есть наказанием), почему и была оплакиваема; и тело умершего считалось нечистым, также и касавшийся его. Теперь же, с тех пор как Божество, как некоторое животворящее и спасительное средство, соединилось с нашим естеством, наше естество прославлено и превращено в нетленное. Поэтому и смерть святых празднуется, и храмы им воздвигаются, и изображения начертываются.

Ибо изображение есть своего рода триумф и прославление, и надпись на столбе в воспоминание о победе тех, которые поступили неустрашимо и отличились, и о посрамлении побежденных и низложенных демонов (2, 1, XI).

Изображаем (красками) Христа-Царя и Господа, не лишая Его воинства. Ибо воинство Господне-святые. Пусть лишит себя своего собственного войска земной царь, и тогда пусть лишает воинства своего Царя и Господа...

Храм, который создал Соломон, был освящен кровью бессловесных и был украшен изображениями бессловесных львов и волов, и пальм, и гранатовых яблок. Теперь же Церковь освящается Кровию Христа и святых Его и украшается изображением Христа и святых Его (2, 1, XV).

Иконописное предание сохраняет подлинные черты святых

... На третью ночь, когда тело мое было уже изнурено постом, ко мне, не спавшему, но пребывающему в состоянии восхищения ума, явился некто с лицом, похожим на апостола Павла, именно как его изображают на иконах... Святитель Амвросий Медиоланский (2, 2, XIV).

Честь, воздаваемая изображению, переходит на Первообраз

Так как некоторые порицают нас, и поклоняющихся, и почитающих как изображение Спасителя и Госпожи нашей, так и сверх того остальных святых и слуг Христовых, то да слышат, что Бог искони сотворил человека по образу Своему (Быт. 1, 26-27). Итак, из-за чего мы кланяемся друг другу, если не потому, что мы сотворены по образу Божию? Ибо, как говорит богоглаголивый и сильный в толковании божественных предметов [святитель] Василий [Великий], "честь, воздаваемая изображению, переходит на Первообраз". А первообраз есть то, чей образ отпечатлевается, то, с чего получается снимок*. Для чего Моисеев народ со всех сторон поклонялся скинии, имевшей образ и вид небесных вещей, преимущественнее же-всего творения? Действительно, Бог говорит Моисею: "смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе" (Исх. 25, 40; Евр. 8, 4-5). А также и херувимы, осенявшие очистилище, разве не были делами человеческих рук? А иерусалимский храм? Не рукотворенный ли он и не был ли сооружен искусством людей?

* Буквально: "производное".-Примеч. пер.